ТОП-5 резонансных экологических законопроектов, которые нардепы должны проголосовать в 2021 году

ТОП-5 резонансных экологических законопроектов, которые нардепы должны проголосовать в 2021 году

Маргарита Шевченко

Благодаря усилиям ОО и экоактивистов в Украине внедряют множество очень полезных инициатив, но без изменения действующего законодательства эти усилия могут стать бесполезными

К сожалению, как мы уже неоднократно констатировали — вопросы экологии не стоят для депутатов на первом месте. А тем временем промышленные районы Украины (и не только) страдают от загрязненного воздуха, по всей стране множатся незаконные свалки, а вопрос изменения климата встал как никогда остро.

Верховная Рада Украины ставит экологические законопроекты под конец повестки дня и нардепы, как правило, так и не успевают дойти до их рассмотрения. ЭкоПолитика решила собрать пять наиболее резонансных законопроектов, касающиеся охраны окружающей среды, которые должны быть проголосованы в этом году.

  1. Законопроект № 3091 "О государственном экологическом контроле"

Сейчас Государственная экологическая инспекция — главный орган, контролирующий соблюдение законодательства в сфере охраны окружающей среды. В частности, экоинспекторы проводят проверки на предприятиях и штрафуют нарушителей. Ранее ЭкоПолитика писала, что Государственную экологическую инспекцию признали одним из трех главных "врагов" бизнеса в Украине.

Представители бизнеса подчеркивают — деятельность ГЭИ должна помочь внедрить лучшие европейские практики по защите окружающей среды, но на деле экоинспекторы продолжают "кошмарить" предприятия.

Поэтому данный законопроект является архиважным для всей сферы и представители экологической общественности следят за этапами его прохождения.

19 февраля Верховная Рада провалила документ в первом чтении. Его доработали и вынесут на повторное первое чтение. Законопроект критиковали из-за чрезмерных полномочий экологической инспекции, предложенных в нем. Профессиональная ассоциация экологов Украины не раз выражала критическую оценку законопроекта.

Цель законопроекта №3091 — реформа государственного экологического контроля. Он устраняет ряд препятствий на пути проверок; ужесточающий ответственность за нарушение природоохранного законодательства; устанавливает существенный штраф за недопуск инспектора; убирает дублирования полномочий между различными государственными учреждениями.

Что изменили к повторному первому чтению:

Предлагается создать новый орган, который будет осуществлять контроль за соблюдением требований и норм законодательства в сфере экологического контроля. Действующий орган — Государственную экологическую инспекцию — предлагают ликвидировать.

Продолжительность проверок будет: не более пяти дней для субъектов среднего и незначительной степени риска, а на предприятиях со значительной степенью риска — не более 15 дней.

Предприятия ежегодно будут обязаны подавать письменный отчет о рабочем времени осуществления деятельности трудового коллектива. Дедлайн — не позднее 15 января. О любых существенных изменениях в работе предприятия нужно сообщать в органы контроля не позднее чем через 12 часов после вступления таких изменений в силу.

Все зарплаты представителей органов государственного экологического контроля рассчитываются на основе прожиточного минимума. Формула определена в законопроекте. В пояснительной записке указано, что на реализацию понадобится дополнительно около 5 млн грн и увеличение расходов из госбюджета на оплату труда экоинспекторов.

В начале апреля представители практически всех промышленных отраслей обратились с письмом к спикеру ВРУ Дмитрия Разумкова с просьбой не голосовать за документ.

Письмо подписали представители почти всех промышленных отраслей: ОП "Укрметаллургпром", Федерации металлургов Украины, ассоциации "Укрцемент", НПА "Укркокс", Украинской ассоциации производителей ферросплавов и другой электрометаллургической продукции "УкрФА", Союза химиков Украины и АПСП "Стекло Украины".

Промышленники напомнили, что изначально целью законопроекта было создание согласованного правового поля, которое будет регулировать порядок проверок, но новая версия документа фактически устанавливает полностью новый, отличный от базовых принципов и основ механизм контроля в сфере экологии.

"Есть очевидное построение удобной коррупционной схемы. По ней инспектор Государственной экологической инспекции (ГЭИ) работает вместе с физическим лицом, которое по указанию инспектора, обращается с сообщением о нарушении экологического законодательства конкретным предприятием. А в сочетании со значительными размерами штрафов и безусловным обязательством субъектов хозяйствования допускать инспекторов к проверкам это становится безотказным способом терроризирования субъектов хозяйствования", — предупреждают промышленники.

2. Законопроект №4167 "О промышленном загрязнении"

Цель документа — имплементировать в украинское законодательство положения Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах, а именно: объединить природоохранные разрешения в одно — интегрированное, ввести лучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ), создать реестр промышленных предприятий, которые должны получать такое разрешение и т.д. Документ был зарегистрирован еще в конце сентября 2020 года.

Он предусматривает внедрение системы контроля промышленного загрязнения в пределах проекта "Наилучшие доступные технологии и методы управления для Украины" (НДТМ для Украины), который реализуется при поддержке Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) по поручению правительства Германии.

Что он предусматривает: 

  • внедрение интегрированного экологического разрешения на выбросы для предприятий-загрязнителей;
  • определение видов деятельности, которые требуют интегрированного экологического разрешения;
  • требования по применению наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ);
  • мониторинг выбросов и контроля субъектов хозяйствования, которые получили интегрированное экологическое разрешение.

Также будет введена электронная система выдачи разрешений. Она призвана уменьшить нагрузку на субъектов хозяйствования, а также оптимизировать взаимодействие государства, бизнеса и общественности.

Документ должен пройти повторное первое чтение, поскольку 16 февраля Верховная Рада уже провалила голосование за документ.

Во время представления законопроекта в парламенте нардеп Олег Марусяк раскритиковал документ. По его мнению, четыре года, предусмотренные законопроектом для экомодернизации предприятий, это очень мало.

"Четыре года для екомодернизации — это очень короткий срок. Тогда как в ЕС это происходило в течение нескольких десятилетий. Возможность отсрочки перехода на новые экологические нормы, которая прописана в законопроекте, не работает. Поскольку нет порядка ее предоставления. Это просто дополнительная коррупционная возможность для Минприроды. Закон предусматривает, что лучшие доступные технологии и методы управления, которые будут определять предельные нормы выбросов, будут определяться Минприроды, хотя это уровень Кабинета министров", — сказал нардеп.

Уже 10 марта члены экологического комитета поддержали и рекомендовали рассмотреть законопроект в первом чтении на сессии ВРУ.

Что изменилось в новой редакции:

  • Интегрированное разрешение заменили на понятие интегрированное экологическое разрешение. Подача заявления на получение интегрированного разрешения будет проходить только в электронном виде.
  • Выдача и любые изменения интегрированного разрешения будут платными. На этапе внесения изменений в интегрированное разрешение будут проводить общественное обсуждение.
  • Определена иерархия установления нормативов предельно допустимых выбросов — НДТМ. Законопроект также распространяется на этап проведения пусконаладочных работ.
  • Финальное решение о выдаче интегрированного разрешения будет принимать Минприроды.
  • Предусматривается установление средств автоматизированного мониторинга выбросов, которые в режиме реального времени должны передавать в разрешительный орган информацию о выбросах.

Доработанный законопроект резко негативно восприняли представители бизнеса. К примеру, президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков заявил, что в законопроекте запланированы заведомо невыполнимые требования для украинской промышленности.

"Нам ставят условие, что мы должны пройти путь, который европейские предприятия проходили десятки лет, начиная с 90-х годов. Нам это все предлагают в помятом режиме пройти за четыре года. Это просто невозможно. А невозможные условия это очень хорошие основания для коррупции", — заявил он.

В украинской научно-промышленной ассоциации (УНПА) "Укркокс" считают, что достижение нормативов выбросов, заложенных в законопроекте, возможно только при условии строительства новых коксовых батарей, а остановка нынешних парализует всю отрасль и оставит без работы 200 тысяч человек.

3. Законопроект №2207-1-д "Об управлении отходами".

Главным барьером для развития мусороперерабатывающей отрасли сегодня является устаревшее законодательство. С окончательным принятием законопроекта не спешат на протяжении шести лет. Профильные эксперты и представители общественных организаций привлекают внимание к проблеме, но, к сожалению, чиновники до сих пор не сдвинулись с мертвой точки. Документ поддержали в первом чтении 21 июля 2020 года, но ко второму чтению он до сих пор не добрался.

Цель законопроекта: имплементация в украинское законодательство основополагающих принципов и положений европейского законодательства в области управления отходами, а именно трех директив ЕС — об отходах, о захоронении отходов, о промышленных выбросах.

Принятие законопроекта позволит сделать весомый шаг к решению проблем с образованием, накоплением, сбором и удалением отходов, которые сегодня достигли в Украине критического уровня. В частности, он создает законодательную основу для привлечения инвестиций в строительство мусороперерабатывающих заводов, а также создание системы долгосрочного планирования управления отходами на национальном, региональном и местном уровнях.

Так, законопроект предусматривает:

  • введение иерархии обращения с отходами и принципа "загрязнитель платит";
  • системы расширенной ответственности производителя, которая устанавливает требование для производителей нести ответственность за полный цикл жизни созданной упаковки, батарей, аккумуляторов и т.д.;
  • введение жестких европейских экологических норм относительно сожжения и захоронения отходов, которые несут вред здоровью людей и окружающей среде.

В начале марта глава комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования Олег Бондаренко пообещал, что документ примут в целом еще в марте, а к концу года наконец введут систему управления отходами. Однако, как мы уже можем констатировать — этого не произошло.

Критиковал и промедление с принятием документа эксперт по обращению с отходами в Ukrainian Institute for the Future Александр Лымарь.

"Тишина ... очень сомнительно тихо стало на поле обсуждения законопроекта "Об управлении отходами". Напомню, что эпопея этого проекта началась 2 октября 2019-го, когда в Верховную Раду был внесен первый проект №2207. 03.06.2020 — был представлен дополненный 2207-1Д, 21.07.2020 — проголосован в первом чтении, 04.08.2020 — срок подачи поправок, с 27.10.2020 по 24.12.2020 — более 15 заседаний подкомитета, 05.02.2021 — тишина... Год и четыре месяца! 6 месяцев от подачи поправок! И тишина ... все в ожидании. Чего? Никто не знает. Но все готовятся. К чему? Никто тоже не знает. Скорее всего — такая ситуация устраивает всех. Бизнес, который уже привык к действующей системе и взаимодействии с властью. Власть, которая знает, как взаимодействовать с бизнесом и не напрягаться", — заявлял он.

4. Законопроект №2051-1 "Об ограничении оборота пластиковых пакетов на территории Украины"

Основная цель — уменьшение спроса на использование пластиковых пакетов в Украине, а следовательно, предотвращения загрязнения окружающей среды. Такая концепция соответствует первой стадии иерархии обращения с отходами — а именно, минимизации образования отходов.

Законопроектом предлагается запретить распространение в объектах розничной торговли, общественного питания и предоставления услуг:

  • сверхлегких пластиковых пакетов;
  • легких пластиковых пакетов толщиной до 50 мкм.
  • оксоразлагаемых (оксобиоразлагаемых) пластиковых пакетов.

Ограничения не будут распространяться только на сверхлегкие пластиковые пакеты с толщиной стенки до 15 микрон и размерами 225х345х450 ​​мм, используемых как первичная упаковка для мяса, рыбы и продуктов из них, а также сыпучих продуктов. Они будут запрещены с 2023 года, после появления на рынке альтернатив.

Планируется, что запрет на пластиковые пакеты начнет действовать через девять месяцев со дня принятия законопроекта. Таким образом будет обеспечен постепенный переход на более экологичные альтернативы:

  • пакеты и сумки многоразового использования,
  • бумажные пакеты,
  • биоразлагаемые пакеты.

Пакеты, не соответствующие требованиям и оставшиеся в обращении, должны будут утилизироваться субъектами хозяйствования, которые их приобрели. Отдельно будет устанавливаться ответственность за нарушение требований закона и распространение пакетов.

"Переходный срок предоставит возможность постепенного перехода на более экологичные альтернативы, которые уже существуют на рынке, например, пакеты и сумки многоразового использования. На каждый пакет будет наноситься соответствующая маркировка. Законопроектом запрещается надписи на пакетах "био", "биопакеты", "биоразлагаемые", если они не имеют способности к биоразложения, согласно гармонизированных европейских норм по утилизации способом компостирования или биоразложения. Пакеты, не соответствующие требованиям и оставшиеся в обращении должны будут утилизироваться субъектами хозяйствования, которые их приобрели. Важно понимать, что это об уменьшении потребления. Один из шагов, которые приведут нас к экологически стабильной среде для нас и потомков", — комментировала важность законопроекта заместитель председателя правления в ОО "Экореанимация" Виктория Опанасенко.

5. Законопроект №4259 "Об охране атмосферного воздуха"

Цель документа: создание условий для выполнения Украиной международных обязательств в сфере охраны озонового слоя и предотвращения изменению климата, а также адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС о чистоте воздуха.

"Закон Украины "Об охране атмосферного воздуха" предусматривает, что предприятия, учреждения, организации и граждане-субъекты предпринимательской деятельности обязаны в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использования химических веществ, которые вредно влияют на озоновый слой, а также проводить работу по уменьшению выбросов веществ, накопление которых в атмосферном воздухе может привести к негативным изменениям климата", — говорится в пояснительной записке.

Предложенное уточнение направлено на адаптацию законодательства Украины к законодательству ЕС требованиям Монреальского протокола, который предусматривает обязательства Украины сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно влияющих на озоновый слой.

Отметим, что проект — технический. Он намерен привести в соответствие с законодательством закон "О регулировании хозяйственной деятельности по озоноразрушающих веществах и фторированных парниковых газах" в части определения правовых и организационных основ.

17 февраля Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект. Сейчас идет подготовка ко второму чтению.

Стоит заметить, что важных для Украины экологических законопроектов существует далеко не пять, а гораздо больше. Некоторые из них — годами "пылятся" в парламенте, так и не дождавшись рассмотрения. Очень жаль, что приняв европейский вектор развития, Украина так и не смогла установить приоритетом вопрос изменения климата и природоохранного законодательства. Благодаря усилиям общественных организаций и экоактивистов в нашей стране внедряют множество очень полезных инициатив, но без изменения действующего законодательства эти усилия могут стать напрасными. Поэтому в этой игре следующий ход — за властью.

Читайте также
Минприроды предлагает штрафовать за нарушения по интегрированным разрешениям
Минприроды предлагает штрафовать за нарушения по интегрированным разрешениям

Замечания и предложения по этим изменениям в законодательстве ведомство будет принимать в течение месяца

Президент Зеленский не подпишет закон №9665 о дровах, – Литвин
Президент Зеленский не подпишет закон №9665 о дровах, – Литвин

Эксперты говорят об успешно проведенной специальной информационно-психологической операции против этого документа

Парламентский экокомитет проведет заседание 7 ноября: повестка дня
Парламентский экокомитет проведет заседание 7 ноября: повестка дня

Нардепы рассмотрят один профильный законопроект при наличии заключения научно-экспертного управления

Кабмин одобрил 3 экологических документа, связанных с интеграцией в ЕС
Кабмин одобрил 3 экологических документа, связанных с интеграцией в ЕС

В частности, принято решение о дополнительном времени для адаптации бизнеса к новым правилам в сфере управления отходами