Итоги 2021 года: какие экологические реформы так и не завершили нардепы rada.gov.ua

Итоги 2021 года: какие экологические реформы так и не завершили нардепы

Елена Бережнюк

Среди главных "провалов": реформа ГЭИ, управление отходами и промышленное загрязнение

В 2021 году Верховная Рада работала над несколькими важными экологическими реформами. Но, к сожалению, этот год не стал годом прорыва для экологической сферы. Большинство законопроектов, если и прошли первое чтение, то надолго "застряли" в комитетах и ​​не дошли до зала, для принятия в целом. Над некоторыми из них даже навис риск не быть принятым вообще.

Мы в ЭкоПолитике решили выделить главные законотворческие "провалы" 2021 года, и будем надеяться, что упомянутые реформаторские законопроекты все же окажутся среди приоритетов на 2022-й.

Реформа ГЭИ

Законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле" должен коренным образом изменить систему государственного надзора в экологической сфере. Он фактически ликвидирует Государственную экологическую инспекцию и создает новый орган с обновленным кадровым составом и более широкими полномочиями в части надзора и контроля. В то же время, будет увеличена и ответственность бизнеса за нарушение экологического законодательства.

Законопроект попал в сессионный зал еще в феврале 2021-го, но по результатам рассмотрения его направили на повторное первое чтение. 15 июля доработанный документ был принят за основу.

До второго чтения он пока не дошел, но уже стал причиной жестких дискуссий. Бизнес сообщество настаивает, что новая структура через расширенные полномочия будет иметь больше возможностей для давления на бизнес. Часть же экспертной среды и авторы проекта настаивают: документ проработан хорошо, а те, кто против – недобросовестно ведут свою деятельность. Когда законопроект будет принят, а реформа ГЭИ завершится – неизвестно.

Реформа в области промышленного загрязнения

В конце 2020-го в парламенте зарегистрировали правительственный законопроект №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности". Провести реформу в этой сфере – обязанность Украины по соглашению об ассоциации с ЕС.

За этот год законопроект №4167 был трижды отклонен Верховной Радой. Но в рамках реформы в сфере промышленного загрязнения в парламент подали 3 новых законопроекта: №6004, №6004-1 и №6004-2. Они различаются по многим положениям, но в целом подразумевают более прозрачные правила регулирования промышленного загрязнения, появление встроенного внешнего разрешения и создание электронной разрешительной системы. Обсуждения этих документов продолжаются, но ни один из проектов пока не дошел даже до первого чтения.

Реформа промышленного загрязнения важна как для государства, так и бизнеса. Ведь в ближайшие годы ЕС планирует внедрить СВАМ, фактически облагающий дополнительными налогами продукцию, выпускаемую с превышением определенного объема выбросов углерода. Если к моменту внедрения этого инструмента наш бизнес не сделает свою продукцию более "чистой", его ждут дополнительные налоги на европейском рынке, а значит, наша продукция начнет конкурентоспособно проигрывать европейской.

Реформа экологического налога

В целом экологический налог – это инструмент компенсации вреда, причиняемого предприятиями вследствие своей работы. Но на сегодняшний день эконалог в Украине вместо природоохранной выполняет только фискальную функцию. Денежные средства, уплаченные за ущерб окружающей среде, на улучшение экологической ситуации практически не идут, поэтому реформирование системы экологического налога давно назрело.

В парламенте в настоящее время зарегистрировано около 20 законопроектов, которые предусматривают соответствующие изменения, среди них, к примеру, законопроект №2367, зарегистрированный еще в 2019-м. Но рассмотрение большинства из этих документов так и не начато. Верховная Рада уделяла некоторое внимание экологическому налогу в течение этого года. К примеру, еще в апреле состоялось обсуждение концепции реформирования эконалога. А недавно принятый закон № 5600 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений" содержит нормы, предусматривающие увеличение ставок за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, ставок за выбросы двуокиси углерода и отходы для предприятий горной промышленности. В то же время следует понимать, что этот документ имеет целью только пополнение бюджета и не касается охраны окружающей среды. Реальная реформа экологического налога, которая позволит наконец-то направить привлеченные средства по назначению – до сих пор не стартовала. Ни один из законопроектов, предусматривающий реальные изменения в системе экологического налога, даже не начал проходить законотворческую процедуру.

Между тем, напоминаем, Европа планирует внедрение СВАМ. Если мы не ускорим реформу экологического налога и не приравняем нашу систему работы к европейской, украинских производителей ждут серьезные проблемы.

Реформа в сфере охраны ценных природных территорий

В преддверии нового 2021-го года в парламенте зарегистрировали законопроект №4461 "О территориях Изумрудной сети". Это общеевропейская сеть особо ценных природных территорий для сохранения редких видов флоры и фауны, типов природных поселков, охраняемых на европейском уровне. Законопроект должен имплементировать в украинское законодательство основные положения Бернской конвенции о защите флоры и фауны и двух директив ЕС – 92/43/ЕС "О сохранении природных поселков и видов природной фауны и флоры" и 2009/147/ЕС "О защите диких птиц".
Правда, законопроект столкнулся с критикой как бизнеса так и экспертной среды из-за недоработки. В июле этого года его отправили на повторное первое чтение.

"Мусорная реформа"

Среди "провалов" 2021-го стоит выделить и многострадальный законопроект №2207-1Д "Об управлении отходами". Это рамочный документ для всей сферы отходов. Он был принят еще летом 2020-го, а в январе 2021-го должна была быть обнародована сравнительная таблица ко второму чтению. Соответственно, незадолго после этого, его должны были рассмотреть в профильном комитете и вынести в зал голосований. Но весь год документ проходил какие-то непонятные обсуждения, после которых сам текст принятого в первом чтении законопроекта изменился до неузнаваемости.
Всего месяц назад законопроект об отходах вышел на рассмотрение в профильном подкомитете и сразу получил ряд замечаний стейкхолдеров и даже предложения некоторых депутатов отправить его на доработку. Сейчас сложно представить, когда мусорная реформа пройдет второе чтение, остается только надеяться, что ее не начнут сначала.

Читайте также
Минприроды предлагает штрафовать за нарушения по интегрированным разрешениям
Минприроды предлагает штрафовать за нарушения по интегрированным разрешениям

Замечания и предложения по этим изменениям в законодательстве ведомство будет принимать в течение месяца

Президент Зеленский не подпишет закон №9665 о дровах, – Литвин
Президент Зеленский не подпишет закон №9665 о дровах, – Литвин

Эксперты говорят об успешно проведенной специальной информационно-психологической операции против этого документа

Парламентский экокомитет проведет заседание 7 ноября: повестка дня
Парламентский экокомитет проведет заседание 7 ноября: повестка дня

Нардепы рассмотрят один профильный законопроект при наличии заключения научно-экспертного управления

Кабмин одобрил 3 экологических документа, связанных с интеграцией в ЕС
Кабмин одобрил 3 экологических документа, связанных с интеграцией в ЕС

В частности, принято решение о дополнительном времени для адаптации бизнеса к новым правилам в сфере управления отходами