№6004
Объединяет природоохранные разрешения в одно - интегрированное, вводит НДТМ, создает реестр предприятий, которые должны получать интегрированное разрешение
Александра Устинова author-avatar
Законопроект: №6004

Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения

Подготовка к первому чтению

Цель — установление правовых и организационных основ интегрированного предотвращения и контроля промышленного загрязнения, которое возникает в результате промышленной деятельности, для обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды путем внедрения интегрированного экологического разрешения, определение видов деятельности, которые требуют интегрированного экологического разрешения, требований по применению наилучших доступных технологий и методов управления, мониторинга выбросов и контроля соблюдения условий интегрированного экологического разрешения.

Авторы документа объясняют, что существует ряд регуляторных и институциональных причин, приводящих к проблеме загрязнения окружающей среды субъектами хозяйствования в Украине.

"Система разрешений в области охраны окружающей среды основана на Покомпонентном подходе к регулированию воздействия на окружающую среды: законодательством предусмотрена выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование, осуществление операций в сфере обращения с отходами — документов разрешительного характера в сфере охраны окружающей природной среды. Такой подход не позволяет учитывать кумулятивное воздействие, осуществляемое субъектами хозяйствования на окружающую среду, частично оставляя без внимания вопросы, связанные с охраной почв и загрязнения подземных вод, эффективным потреблением энергии и сырья, условиями вывода из эксплуатации и восстановлением территории промышленной площадки до безопасного экологического состояния", — говорится в пояснительной записке.

Отмечается, что в рамках имплементации положений Директивы 2010/75/ЕС обязательным является применение субъектами хозяйствования наилучших доступных технологий и методов управления и достижения установленных в соответствии с ними предельно допустимых объемов выбросов. В Украине нет разработанных нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень наилучших доступных технологий и методов управления для регулирования отдельных видов деятельности, а предельно допустимые концентрации и предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ не соответствуют значениям Директивы 2010/75/ЕС.

"Недостаточный уровень осуществления контроля со стороны государства за выполнением условий документов разрешительного характера в сфере охраны окружающей природной среды и недейственный механизм обеспечения соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды не поощряют субъектов хозяйствования к увеличению инвестиций в природоохранные мероприятия. Зато большая часть промышленного оборудования в Украине является морально устаревшей и исчерпала свой ресурс, что приводит к сбоям в эксплуатации и повышает риск возникновения масштабных опасных аварий", — отмечают авторы.

Законопроект определяет:

  • основные требования к интегрированному экологическому разрешению,
  • перечень видов деятельности, которые требуют получения интегрированного экологического разрешения,
  • процедуру выдачи интегрированного экологического разрешения, основания отказа в выдаче интегрированного разрешения,
  • основания и порядок приостановления и аннулирования интегрированного разрешения,
  • основания и порядок внесения изменений в интегрированное разрешение,
  • требования в реестре интегрированных разрешений, особенности мониторинга выбросов и контроля субъектов хозяйствования, которые получили интегрированное разрешение;
  • расширенные обязанности оператора загрязняющей установки: он обязан немедленно информировать разрешительный и контролирующий органы в случае нештатной ситуации или аварии, обеспечивать доступ контролирующим органам к проверкам, осуществлять регистрацию, обработку и представление результатов мониторинга выбросов таким образом, чтобы обеспечить контролирующему органу возможность проверки их достоверности и контроля за соблюдением условий интегрированного разрешения;
  • условия интегрированного разрешения для направления деятельности "интенсивное выращивание свиней и птицы" — должны учитывать требования законодательства о защите животных от жестокого обращения
  • сокращение срока перехода на НДТМ.
Читайте также
В Украине сократят процедуру получения разрешения на выбросы: все детали
В Украине сократят процедуру получения разрешения на выбросы: все детали

Компетентные органы должны предоставить свои выводы и предложения в течение 35 дней после начала общественного обсуждения

Раде повторно рекомендовали принять законопроект №6004-д "О промзагрязнении"
Раде повторно рекомендовали принять законопроект №6004-д "О промзагрязнении"

Также Верховной Раде рекомендовали принять во втором чтении и в целом законопроект №8223 "О защите человека от воздействия ионизирующего излучения"

Экокомитет повторно рассмотрит законопроект "О промышленном загрязнении": повестка
Экокомитет повторно рассмотрит законопроект "О промышленном загрязнении": повестка

Законопроект №6004-д предусматривает модернизацию всех существующих промышленных установок