30 мая проходит пять лет со дня трагедии на Грибовицкой свалке возле Львова. В этот день в 2016 году под завалами мусора погибли четыре человека — сотрудник Львовского коммунального предприятия "Збиранка" и трое спасателей, которые тушили масштабный пожар, возникший 28 мая.
ЭкоПолитика рассказывает, что произошло в Грибовичах пять лет назад, куда вывозят мусор со Львова после закрытия пресловутого полигона ТБО в селе, что происходит на свалке сегодня и когда наконец построят обещанный мусороперерабатывающий завод.
Годами требовали закрыть и признать зоной экологического бедствия
Грибовицкий полигон — один из крупнейших в Украине и Восточной Европе. В частности, площадь свалки составляет более 38 га. Высота мусорных гор — 65 метров, а в некоторых местах еще больше. Здесь расположено 5 кислогудронних озер и 500 тыс. тонн сверхядовитых отходов Львовского нефтемаслозавода. Ежедневно сюда вывозили по 600-650 тонн отходов со Львова, Жолковского района, частично из Каменка-Бугского, Пустомытовского, Городокского и Яворовского.
Эксплуатировалось свалка более полвека — с 1956 до 2016 года. Сначала в Грибовичах возникло стихийная свалка, которая с 1959 года превратилась в официальный полигон ТБО. По проектной документации, он должен был просуществовать до 1984 года. Однако, как известно, свалку не закрыли ни тогда, ни в последующие годы, когда против продления ее эксплуатации не раз выступали местные жители.
Рядом с ним села — Малые Грибовичи, Малехов, Збыранка и Дубляны, жители которых вынуждены были постоянно дышать вонью и испарениями с полигона. Жаловались, что летом, в жару, даже невозможно было открыть окна, а дети страдали от постоянных заболеваний дыхательной системы. Согласно статистике, многие умерли от онкологии и других заболеваний в молодом возрасте.
За закрытие мусорного полигона и признание его территории зоной экологической бедствия экологи выступали задолго до трагедии. В частности, постановление о закрытии свалки львовская областная санэпидемстанция выдала еще в 2003 году.
"Грибовицкая свалка — едва ли не самая опасная в Европе. На ней сохраняется примерно 11-12 млн тонн отходов, в том числе 2 млн тонн гальваники — это отходы военной промышленности, — рассказал УНИАН общественный инспектор по охране окружающей среды Государственной экологической инспекции во Львовской области Игорь Муравский. — Кроме того, на территории Грибовицкой свалки есть гудронные озера (одно из них — самое токсичное — уже засыпали 30-метровым слоем мусора). А гудроны — это второй класс опасности после радиоактивных элементов. Поэтому при интенсивных осадка весь этот инфильтрат вместе с токсичными элементами вытекал у подножия Грибовицкой свалки, попадая в воду в колодцах, газ (ежегодно более 5 млн "кубов") — в воздух и тому подобное. Там была целая таблица Менделеева! Ведь это остатки мертвых животных, которых должны утилизировать, и продукты, и металлы... Чего там только не было!".
Все это время чиновники обещали закрыть полигон и построить мусороперерабатывающий завод, среди них и многолетний мэр Львова Андрей Садовый (занимает должность львовского городского головы с 25 апреля 2006 года. – Ред.). Впрочем, чтобы полигон наконец окончательно закрыли, должна была произойти трагедия, унесшая жизни четырех человек.
Что произошло в Грибовичах пять лет назад
28 мая 2016 года на полигоне твердых бытовых отходов, который расположен в селе Большие Грибовичи в 4 км от Львова, вспыхнул масштабный пожар. Только за два дня, 30 мая, его удалось погасить.
Однако, когда спасатели собирали свое снаряжение, произошел сдвиг: под завалами оказались оказались трое пожарных - начальник ДПРП-48 по охране г. Рава-Русская, капитан службы гражданской защиты Юрий Рыжий, начальник караула ДПРЧ-17 по охране г. Жолква, старший лейтенант службы гражданской защиты Андрей Вненкевич, пожарный ДПРЧ-17 по охране г. Жолква, сержант службы гражданской защиты Богдан Юнко, а также инженер-эколог ЛКП "Збиранка" Александр Бутин.
Тела трех погибших спасателей удалось найти на следующий день, 31 мая, а вот Александра Бутина так и не нашли. Только 2017 суд объявил его погибшим.
Куда вывозят львовский мусор
После трагедии на Грибовицкой свалке и ее закрытия львовский мусор начал "путешествовать" по стране. Мусоровозы обнаруживали в Ривненской, Киевской, Николаевской, Житомирской, Винницкой, Черниговской областях, в Днепре и тому подобное. Незаконный вывоз мусора со Львова продолжается до сих пор. Последний зафиксированный факт – в селе Будичаны Чудновской громады в Житомирской области. Из-за этого инцидента депутаты Житомирского областного совета обратились к львовской власти с требованием разобраться с проблемой.
В то же время в городском совете говорят, что сами не знают, куда на самом деле вывозят львовский мусор сегодня.
"Куда сейчас вывозят мусор со Львова, не скажет никто. Частные перевозчики, которые обеспечивают чистоту в городе, имеют заключенные соглашения с полигонами. Известно, что они вывозят мусор как в пределах области, так и за пределами. Куда именно – это их дело", – сообщили в пресс-службе городского совета.
Мусорные махинации на миллионы гривен
25 мая прокуратура Львовской области сообщила, что пятеро предпринимателей и руководителей компаний, которые занимались вывозом мусора со Львова, подозреваются в завладении 2 миллионами гривен бюджетных средств. Они имели заключенные договоры с Львовским городским советом, подделывали документы и незаконно сбрасывали львовский мусор на полигоны в Украине.
"Должностные лица предприятий вместе с предпринимателями субподрядчиками, которые занимаются вывозом мусора со Львова, в 2020 году подделывали документы, завышая стоимость захоронения ТБО. В то же время предприятия вывозили мусор со Львова ночью и захоранивали на несанкционированных свалках, не имея на это разрешения от органов местного самоуправления", – говорят в прокуратуре.
Сейчас правоохранители еще проверяют причастность работников Львовского городского совета к мусорным махинациям.
На Грибовицкой свалке продолжается рекультивация
Сейчас на полигоне ТБО в Грибовичах продолжается технический этап рекультивации, который начался осенью прошлого года. В частности, на свалке проводят эскаваторные работы, выполаживают склоны, то есть формируют "купол". По словам директора ЛКП "Зеленый город" Святослава Евтушенко, далее приступят к консервации свалки и дегазации – начало работ запланировано на 1 июня. В то же время продолжаются мероприятия по осушению имеющихся озер-отстойников фильтрата.
После технического этапа рекультивации должен идти биологический – его планируют завершить до 2025 года. На втором этапе полигон превратят в большой сквер. Хотя дальнейшая эксплуатация полигона еще под вопросом. "Есть предложение создать там парк аттракционов, парк выходного дня, мемориальный сквер", – объясняет руководитель ЛКП. Подробнее о рекультивации Грибовицкой свалки ЭкоПолитика писала раньше.
Мусороперерабатывающий завод во Львове
Параллельно с рекультивацией мусорного полигона в Грибовичах во Львове готовятся к строительству мусороперерабатывающего завода. Его собираются возвести около очистных сооружений "Львовводоканала" на ул. Пластовой, 13.
Строительство мусороперерабатывающего завода в Львове было едва ли не самым громким обещанием львовской власти в течение длительного времени. В феврале 2018 года объявили тендер на проект, а в начале июня того же года мэр Львова Андрей Садовый подписал соглашение с Европейским банком реконструкции и развития о предоставлении кредита на 35 млн евро для строительства мусороперерабатывающего комплекса и рекультивации Грибовицкой свалки.
Жители района, где должны построить завод, не раз выходили на протесты, перекрывая улицы, и обращались в суд, выступая против строительства, поскольку считают будущий завод экологически опасным. Впрочем, проект уже прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение Минприроды о его безопасности.
Также согласно соцопросу агентства Fama 68,8% львовян положительно относятся к проекту строительства такого завода на территории города. Против этой идеи 18,5% горожан.
По словам Евтушенко, соглашение с подрядчиком планируют заключить в течение месяца, а строительство начать уже этим летом. Предполагается, что строительные работы будут продолжаться около двух лет.
"Виновные до сих пор не наказаны, а про нас все давно забыли"
По факту гибели людей в Грибовичах открыли два уголовных дела, а на скамье подсудимых оказалось четыре человека.
О подозрении в совершении уголовных преступлений, предусмотренных ст. 236 (Нарушение правил экологической безопасности) и ч. 2 ст. 367 (Служебная халатность) УК Украины, объявили трем должностным лицам Львовского коммунального предприятия "Збиранка" – тогдашнему директору Богдану Горбалю, его заместителю Борису Плашенко и директору полигона ТБО Александру Куприч. Судебное разбирательство этого дела осуществляет Жолковский районный суд.
За непринятие мер по контролю за деятельностью Львовского коммунального предприятия "Збиранка", было сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления руководителю Управления жилищного хозяйства Львовского городского совета Юрий Гольцу.
Документальная лента от hromadske, о которой ЭкоПолитика писала ранее, рассказывает о том, как на протяжении пяти лет три вдовы погибших пожарных-спасателей ищут правду, кто виноват в гибели их мужей. Они в деталях вспоминают дни до и после трагедии и выражают свои версии относительно ее причин.
По их мнению, ответить должны не только чиновники, которым подчинялся львовский коммунальный полигон твердых бытовых отходов, но и руководство ГСЧС, которое организовывало тушение свалки.
Также женщины осуждают приостановление судебного рассмотрения дела о трех обвиняемых руководителей полигона. Рассмотрение дела Жолковский районный суд приостановил 23 октября 2020 года. Суд удовлетворил ходатайство адвокатов обвиняемых о проведении экспертизы о соблюдении ГСЧС правил безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Кроме того, в декабря 2020 года четвертый обвиняемый – бывший начальник жилищного хозяйства Львовского горсовета Юрий Голец – получил оправдательный приговор. Его дело рассматривал Галицкий районный суд Львова. Прокурор подал апелляцию. Рассмотрение ее запланировано на 8 июня этого года.
"О нас давно все забыли и вспоминают лишь накануне очередной годовщины трагедии, – сказала УНИАН жена одного из погибших на полигоне спасателей Андрея Вненкевича Анна. – Виноваты сих пор не наказаны, мы остались один на один со своей бедой. У меня, например, на руках двое сыновей, и я сама тяну их, как могу".
По словам Игоря Муравского, который на время, когда произошла трагедия в Грибовичах, был депутатом Жолковского районного совета и лоббировал вопрос поддержки семей погибших, все три семьи получили по двухкомнатной квартире во Львове. Кроме того, на детей выплатили денежную помощь.
"Всего было пятеро детей, родители которых погибли (в двух семьях – по двое, и в одной – один ребенок). Мы тогда просили, чтобы на каждого ребенка дать по квартире, но Львовский городской совет дал только по квартире на семью. Они получили то жилье, во Львове, на Сыхове (самый большой спальный микрорайон города. – Ред.). Кроме того, дети получили денежную помощь от Жолковского городского совета. А вот страховки пожарные не получили. Суды продолжаются до сих пор, экспертизы... словом, затягивают... Почти их самих виновными хотят сделать", – отметил он.
Сортировка отходов и экологические инициативы
После трагедии на полигоне ТБО в Грибовичах Львов стал все чаще ассоциироваться с мусором, который побывал чуть ли не во всех регионах Украины. Сегодня же город параллельно ставят в пример разумного обращения с отходами. Так, после трагических событий на Грибовицкой свалке во Львове начали активно говорить о сортировке и внедрять концепцию Zero Waste (ноль отходов).
В частности, появилась инициатива Zero waste Lviv. На улицах города установили мусорные контейнеры для смешанных отходов, вторсырья, стекла, пластика, а с недавних пор еще и для органических отходов.
А летом 2020 года ЛКП "Зеленый город" впервые в Украине запустило в работу компостирующую станцию, которая способна принять и переработать 30 тыс. тонн органических отходов в год. В 2020 году станция собрала на переработку 2,5 тыс. тонн тонн органики.
В этом плане, считает разработчик приложения для компостирования BioBin Артем Миргородский, Киеву нужно перенимать львовский опыт в обращении с отходами, в частности открыть компостирующую станцию.