В условиях военного времени украинское государство не предлагает никакой помощи отечественным производителям. Более того: оно ставит бизнес в еще более тяжелое положение, вводя систему торговли выбросами парниковых газов (СТВ), и повышая эконалог на СО2.
Об этом заявил во время круглого стола, проведенного Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования по переходу к климатической нейтральности, директор по экологии и промышленной безопасности "Интерпайп" Владислав Варнавский.
"Обязательный мониторинг, отчетность и верификация, внедрение системы торговли выбросами и повышение ставки эконалога на СО2 – вот такую помощь предлагает государство украинскому бизнесу на пути к климатической нейтральности", – так Варнавский резюмировал результаты круглого стола.
Он согласился с мнением, что если не рассматривать тему отступления от СВАМ для Украины в связи с форс-мажорными обстоятельствами во время войны, то разработка и внедрение национальной СТВ, которая будет признана ЕС, как эквивалентная – это действительно один из способов адаптации к новым требованиям.
Но он напомнил не забывать, что регламент СВАМ – это чисто таможенный механизм, который действует только на импортеров определенных товаров в ЕС, а СТВ и эконалог – это требования, которые будут действовать для всех украинских операторов, осуществляющих выбросы парниковых газов, включая государственные и коммунальные предприятия.
Эксперт рассказал, что для украинских экспортеров это не изменит почти ничего. Ведь они в любом случае вынуждены будут платить такую же цену за СО2, как и на европейском рынке квот. Единственная разница заключается в том, какая часть денег останется в Украине в виде эконалога или платежей в рамках национальной СТВ.
"Но мне кажется, что это уже не о помощи бизнесу, а скорее наоборот – о поддержке бизнесом государственного бюджета", – отметил Варнавский.
Также он напомнил о созданном 1 января этого года Государственном фонде декарбонизации и энергоэффективной трансформации. Эксперт отметил две основные проблемы, которые существуют с этим учреждением:
- порядок использования средств фонда пока не принят Кабмином;
- сумма планового накопления средств в 1,6 млрд грн, предусмотренная на 2024 г., мизерна по сравнению с реальными потребностями.
То есть структура, призванная содействовать бизнесу в "зеленом переходе", не может заработать уже пятый месяц, и вовсе не покрывает потребности в модернизации производств. По словам Варнавского, "даже председатель Госэнергоэффективности сама признает, что такая сумма – это "ни о чем".
Ранее ЭкоПолитика рассказывала, что по состоянию на май Государственный фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации фактически не работает.
Также мы писали, что в 2023 году в ЕС на декарбонизацию металлургии было выделено €8,7 млрд. В январе ЭкоПолитика сообщала, что промышленность Великобритании получит от правительства $240 миллионов на декарбонизацию.