В Европе финансовые обязательства по налаживанию системы раздельного сбора возложены на всех производителей тары, упаковки и некоторых товаров, на которые распространяется раздельный сбор, которые сортируются. Что это за товары? Это может быть как пластиковая бутылка, так и батарейка, или холодильник, а может пакет со старыми футболками.
ФИНАНСОВЫЕ (внимание!) расходы по организации приема таких отходов от населения берут на себя производители таких "отходов", а не покупатели, которые купили этот товар, который потом и стал отходом.
А в Украине такого финансового обязательства у производителей пока нет. Поэтому может показаться, что сортировка в Украине платная и осуществляется только такими стартапами как "Україна без сміття".
Сортировка отходов платная повсюду, потому что на ее организацию тратятся деньги — на топливо, аренду, зарплаты, оборудование, спецтранспорт, рекламу и тому подобное.
Почему нет закона, который бы сделал раздельный сбор бесплатным в Украине тоже?
Потому что в Украине есть множество коррумпированных чиновников, депутатов и т.д., кому можно занести деньги, чтобы такой закон никогда не появился. Читайте о кейсе с депутатом Юрченко и НАБУ. Итак, здесь начинается интересное. Прочитав это все, вы можете подумать, а кому же так невыгодно, чтобы появились финансовые обязательства? Точно! Я так и знал/знала — производителям и корпорациям. Но не торопитесь. Здесь не все так просто.
Вполне вероятно (в теории вероятности (в измерении размера шанса) существуют все сценарии), что некоторым производителям это невыгодно. Факт. Но не это стало причиной непринятия закона. Бизнес, особенно международный бизнес осознает, что от этих обязательств не скрыться, если не хочешь потерять свою репутацию ответственного представителя бизнеса.
Бизнес в ожидании, что эти обязательства начнут действовать на всех без исключения игроков, чтобы все игроки были в равных условиях.
P.S. Ошибкой первой попытки наладить сортировку в Украине было то, что сначала финансовые обязательства по раздельном сборе положили только на импортеров. А внутренние производители могли уклоняться и игнорировать такие требования. Ищите "ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 июля 2001 N 915". Производителей никогда не обязывали осуществлять организационную работу (и контроль за результатами) по налаживанию сортировки, поэтому сортировка быстро превратилась в имитацию и немалое состояние коррупционеров.
Главной причиной непринятия закона сегодня стало желание распилить этот финансовый инструмент — эти финансовые обязательства, возникающие у производителей по закону. Годовые обязательства производителей и импортеров измеряются миллионами долларов ежегодно. На эти миллионы начали охоту некоторые стейкхолдеры, которые влияют на подготовку закона.
Сегодня, во время подготовки закона, происходит заруба интересов и ситуация "тяни-толкай". Когда производителей не устраивает, что они снова станут "дойными коровами" или "козлами отпущения", из которых взимают деньги на процессы сортировки, которые происходят без участия самих производителей и часто являются имитацией. Когда участие производителей заканчивается только перечислением средств, а в остальные дела они не имеют права вмешиваться. Они с этим не согласны.
Как только появляется редакция закона, где требования производителей удовлетворяются, появляется другая группа стейкхолдеров, которая не хочет стоять "с протянутой рукой" к производителям, чтобы получить этот финансовый инструмент на условиях конкурса, они так не привыкли работать.
Что в итоге?
Общество страдает больше всего от этих "тяни-толкай". Потому мусор не сортируется, свалки не закрываются, окружающая среда засоряется, здоровье людей ухудшается.
Что надо сделать? Собрать всех стейкхолдеров вместе и вести переговоры за столом переговоров до тех пор, пока группы не договорятся.
И здесь нужен сильный модератор, который сможет различить адекватное требование от манипуляции, чтобы называть вещи своими словами. И такого сильного модератора нет. А сильные лоббисты всегда есть.