Гарантии происхождения энергии: значение и актуальность механизма

Европейская директива RED II (№ 2018/2001 от 11/12/2008 по стимулированию использования энергии из возобновляемых источников) определила обязательство ввести механизм гарантий происхождения для реализации политики зеленой трансформации.

Использование гарантий происхождения позволяют европейским бизнесам подтверждать использование чистой энергии, и таким образом следовать нормам ЕС относительно климатических целей декарбонизации, подтверждать корпоративную приверженность целям устойчивого развития, привлекать зеленое финансирование и т.д.

В 2013 году постановлением Кабмина №771 от 24 июля 2013 г., Госэнергоэффективности определен ответственным органом за введение механизма.

К сожалению, к моменту моего назначения в конце августа 2021 года реальных шагов в этом сверхважном направлении сделано не было. И отсутствие введенного реестра гарантий происхождения было едва ли не первым замечанием, которое я получил на новой должности, поэтому введение такого механизма было одним из ключевых приоритетов работы Агентства.

Другими приоритетами были разработка Национального плана действий по возобновляемой энергетике на период до 2030 года и развитие рынка биометана (включая гарантии происхождения биометана).

После принятия постановления произошли изменения в украинском законодательстве и, прежде всего, введен рынок электроэнергии. Это сделало постановление правительства несколько устаревшим, а также появилась необходимость во внесении изменений в правовое регулирование на уровне закона.

Работа над созданием механизма гарантий происхождения

Благодаря поддержке ПРООН были привлечены лучшие специалисты и проведена большая работа. Важно отметить, что деятельность проходила максимально открытым способом, с проведением тематических обсуждений, круглого стола, конференций и привлечением к ним всех украинских профессионалов и заинтересованных сторон.

В результате сотрудничества с проектом ПРООН "Поддержка зеленого восстановления в Украине", Госэнергоэффективности был разработан и подан в Минэнерго законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "Об альтернативных источниках энергии" о введении единой системы обращения гарантий происхождения".

Предполагается, что внедрение этого механизма должно стать толчком для стимулирования потребления возобновляемой энергии, декарбонизации национальной экономики и обеспечения энергетической безопасности Украины и ЕС.

Второй вызов – непосредственно разработка IT-решения платформы реестра гарантий происхождения.

Здесь важную роль сыграл Секретариат Энергетического Сообщества, который провел мощную работу по созданию региональной системы и поддержанию ее функционирования через разработку соответствующего программного обеспечения.

Напомним, что Украина является членом Энергетического Сообщества (Energy Community) — международной организации, объединяющей для сотрудничества ЕС и ряд государств, не являющихся членами союза.

В феврале 2022 года Госэнергоэффективности начала активно сотрудничать с Секретариатом Энергетического Сообщества и компанией — разработчиком программного обеспечения Grexel, выигравшим тендер на создание региональной системы гарантий происхождения, по внедрению реестров гарантий происхождения для стран-членов Энергетического Сообщества.

Проведен ряд встреч с представителями Секретариата и компании, позволивших ознакомиться с функционалом IT-платформы и подходами к его работе.

В результате таких встреч и переговоров достигнуто соглашение о возможном использовании решения от Grexel в льготном для Украины режиме — в течение года без оплаты использования. И начало такого использования было запланировано после урегулирования юридических вопросов и внесения изменений в украинское правовое поле относительно гарантий происхождения.

Оборот гарантий происхождения в пределах Региональной системы торговли

Почему внутри отдельной региональной системы? Дело в том, что по состоянию на сегодняшний день европейское законодательство не разрешает обращение украинских гарантий происхождения в пределах ЕС.

Пунктом 11 статьи 9 Директивы RED II определено "Государства-члены не должны признавать гарантии происхождения, выданные третьей страной, за исключением случаев, когда ЕС заключил соглашение с этой третьей страной о взаимном признании гарантий происхождения, выданных в ЕС, и совместных систем гарантий происхождения, установленных в этой третьей стране, и только тогда, когда существует прямой импорт или экспорт энергии".

Поэтому, с одной стороны, создание регионального хаба — единственная возможность экспорта гарантий происхождения. С другой стороны, очень важна организация работы по внесению соответствующих изменений в законодательство ЕС, которые открыли бы возможность свободного обращения украинских гарантий происхождения в Европе.

В этом контексте одним из индикаторов является сотрудничество с Ассоциацией органов эмитентов (AIB), объединяющей 34 оператора европейских систем сертификации из 27 стран, уполномоченных компетентными органами по выдаче гарантий происхождения.

Именно посредством хаба этой ассоциации осуществляется большинство операций по межгосударственной передаче гарантий происхождения в ЕС.

AIB разрабатывает, использует и пропагандирует стандартизированную Европейскую систему сертификации энергии EECS, обеспечивающую надежное обращение гарантий происхождения различных энергоносителей. Схема для электроэнергетики работает около двух десятилетий, газовая схема была добавлена ​​в ноябре 2019 года.

Важной вехой такого взаимодействия стало приобретение Госэнергоэффективности статуса наблюдателя в AIB.

Такой статус открывает возможности постоянного обмена информацией о механизмах внедрения гарантий происхождения, решения технических вопросов интеграции украинского и европейских реестров, после подписания международного договора выход на европейский рынок гарантий происхождения, упрощение межгосударственного обращения гарантиями происхождения и т.д.

 
Страны-члены AIB, эмитенты гарантий происхождения электрической энергии

Следует отметить, что в рамках AIB в 2018 году оборот сертификатов составил около 600 млн гарантий происхождения (600 ТВт*ч). В 2019 году – около 700 млн гарантий происхождения (700 ТВт*ч), а в 2021 году – 835 млн гарантий происхождения (835 ТВт*ч). В целом рынок гарантий происхождения рос ежегодно примерно на 10%.

В 2022 году, по предварительным данным, было выдано более 800 млн гарантий происхождения (более 800 ТВт*ч).

Схема. Накопичені обсяги гарантій походження за даними AIB

Накопленные объемы гарантий происхождения по данным AIB

Цена гарантии происхождения свободна: она не устанавливается специальными органами, не навязывается сверху, а определяется рыночными силами, то есть зависит от рыночного спроса для каждого вида энергии из возобновляемых источников.

В течение 2021 года средняя цена гарантий происхождения на энергию по ВИЭ колебалась от 0,10 евро до 1,06 евро за 1 МВт*ч.

С начала 2022 года наблюдался стремительный рост стоимости гарантий происхождения — от 2 евро до 10 евро за 1 МВт*ч. К концу 2022 года цена составляла около 6 евро за 1 МВт*ч.

Средняя стоимость гарантии происхождения на 28.01.2023 – 7,30 евро за 1 МВт*ч.

 
Динамика стоимости гарантий происхождения энергии из возобновляемых источников в 2022 году

Потенциал Украины

Что касается потенциала Украины, то в 2022 году объем энергии, на который потенциально можно было бы выдать гарантии происхождения электроэнергии, производимой из возобновляемых источников, составил 19,2 ТВт*ч.

Понятно, что на объем производства чистой энергии сильно повлияла террористическая агрессия россии, и после нашей победы объемы потенциальной базы для выдачи гарантий происхождения существенно возрастут.

В 2030 году, согласно проекту Национального плана действий по возобновляемой энергетике до 2030 года, объем энергии, на который может быть выдана гарантия происхождения электроэнергии, производимой из возобновляемых источников, увеличится в 2 раза и составит 44,2 ТВт*ч.

Потенциальную емкость рынка украинских гарантий происхождения энергии сложно оценивать и прогнозировать. Кроме объемов производства, они будут зависеть от стоимости гарантий, которая будет устанавливаться рынком.

Главным фактором такой стоимости будет доверие как к самим гарантиям, так и к механизму их выдачи и обращения. Если сделаем все правильно, то и результат будет очень солидный.

В 2023 году, после принятия соответствующего Закона, Госэнергоэффективности имеет потенциал практического внедрения прозрачного и качественного реестра гарантий происхождения электрической энергии.

Мы уже имеем для этого достаточно и наработок, и институциональной способности и компетенции, которые уникальны для Украины. Яркое подтверждение этому — результаты 2022 года, когда, несмотря на пандемию и войну, Агентство отработало постановление Правительства от 22 июля 2022 г. № 823 о реестре биометана и разработало соответствующий реестр, пользуясь исключительно собственным ресурсом.

Главное — обеспечить последовательность и системность государственных решений на всех уровнях формирования и реализации государственной политики.

Работа вокруг разработки и функционирования механизма гарантий происхождения будет иметь солидный результат для Украины только в том случае, если к такой работе и непосредственно к механизму реестра гарантий происхождения, самих гарантий происхождения производимой в Украине энергии будет абсолютное доверие.

Только в этом случае эти гарантии будут иметь реальную стоимость. Только в таком случае их обращение позволит стимулировать производителей чистой энергии, и что важно поощрять использование такой энергии потребителями.

Особое внимание следует обратить на стимулирование промышленного потребления чистой энергии, которое позволит обеспечить конкурентоспособность украинской продукции на рынках ЕС, лишит нагрузки "карбонового барьера" CBAM.

Как результат, Украина должна получить весомый и мощный инструмент не только энергетической трансформации, но и общеэкономического развития.