Верховная Рада провалила скандальный законопроект "О промышленном загрязнении" shutterstock

Верховная Рада провалила скандальный законопроект "О промышленном загрязнении"

Документ не смог собрать минимально необходимого количества голосов

Верховная Рада Украины во вторник, 16 февраля, провалила голосование и отправила на доработку скандальный законопроект №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения".

Такое решение было принято на заседании парламента. За принятие документа за основу проголосовал 221 нардеп при минимально необходимых 225 голосах, против — 9, воздержались — 72 тобы посмотреть результаты поименного голосования, доскролльте ниже).

"Слуга народа" дала 164 голоса за законопроект, "Европейская солидарность" — 22 голоса, "За майбутнє" — 7, "Голос" — 12, "Довіра" — 11, внефракционные — 5.

Таким образом, законопроект отправили на доработку — за высказались 277 нардепов.

Во время представления законопроекта №4167 министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Роман Абрамовский заявил, что документ "о нашей чистой и безопасной окружающей среде, хотя бы для наших детей в будущем".

"Законопроект о современных европейских практиках, лучших доступных технологиях. Мы должны достичь чистоты воздуха, водных объектов. Предлагается уменьшить количество разрешительных процедур с трех до одной. Чтобы украинские предприятия были конкурентоспособными на европейских рынках, чтобы к ним не применялись торговые барьеры. Закон вводится в течение 7-12 лет, чтобы в этой перспективе люди могли получить чистое и безопасное будущее", — сказал министр.

Во время представления законопроекта №4167-1 Олег Марусяк раскритиковал основной документ. По его мнению, четыре года, предусмотрены законопроектом для экомодернизации предприятий, это очень мало.

"Четыре года для эко модернизации — это очень короткий срок. Тогда как в ЕС это происходило в течение нескольких десятилетий. Возможность отсрочки перехода на новые экологические нормы, которая прописана в законопроекте, не работает. Поскольку отсутствует порядок ее предоставления. Это просто дополнительная коррупционная возможность для Минприроды. Закон предусматривает, что лучшие доступные технологии и методы управления, которые будут определять предельные нормы выбросов, будут определяться Минприроды, хотя это уровень Кабинета министров", — сказал нардеп.

Результаты поименного голосования:

Что предусматривают законопроекты:

  • №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения". Автор — премьер-министр Денис Шмыгаль. 
  • №4167-1  (альтерантивный) "О предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения". Автор — нардеп Олег Марусяк.

№4167

Цель документа — имплементировать в украинское законодательство положения Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах, а именно: объединить природоохранные разрешения в одно — интегрированное, ввести лучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ), создать реестр промышленных предприятий, которые должны получать интегрированное разрешение и т. д.

Документ был зарегистрирован еще в конце сентября 2020 года. Он предусматривает внедрение системы контроля промышленного загрязнения в рамках проекта "Наилучшие доступные технологии и методы управления для Украины" (НДТМ для Украины), который реализуется при поддержке Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) по поручению правительства Германии.

Законопроект предлагает ввести интегрированное разрешение на выбросы загрязняющих веществ для предприятий, которые являются загрязнителями окружающей среды.

Документ определяет основные требования к интегрированному разрешению, перечень видов деятельности, которые требуют получения такого разрешения, процедуру его выдачи, особенности мониторинга выбросов, а также контроля субъектов хозяйствования, которые получили разрешения.

Также будет введена электронная система выдачи интегрированных разрешений. Она призвана уменьшить нагрузку на субъектов хозяйствования, а также оптимизировать взаимодействие государства, бизнеса и общественности.

Требует доработки:

  • Введение интегрированного разрешения распространяется на все добывающие предприятия Украины.
  • Устанавливает нереалистично малы для украинской экономики сроки реализации требований Нацплана по сокращению выбросов.
  • Предоставляет чрезмерные полномочия контролирующим органам.
  • Создает условия искажения конкуренции из-за чрезмерной открытости коммерческой информации (публичного реестра интегрированных разрешений) о владельцах интегрированных разрешений.

Вывод: законопроект имеет существенные недостатки.

№4167 -1

Позитив:

  • Регулирует порядок выдачи, отказа, остановки, аннулирования интегрированного разрешения.
  • Уполномочивает ВРУ/КМУ определять критерии "наилучших доступных технологий и методов управления".
  • Формирует понятный исключительный перечень обязательной информации в реестре интегрированных разрешений, которая будет публично раскрываться в интернете.
  • Устанавливает достаточный срок переходного периода для операторов установок (возможность адаптировать деятельность к новым регуляторным требованиям и получить разрешения).

Вывод: альтернативный законопроект более сбалансированный.

Критика законопроекта

Законопроект крайне негативно восприняли представители бизнеса. В частности, документ раскритиковали в Европейской бизнес-асоциации, "Укрметалургпроме" и Федерации работодателей Украины. По мнению экспертов, законопроект противоречит Директиве 2010/75/ЕС.

В частности, председатель Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник считает, что принятие законопроекта №4167 уничтожит промышленность, если власть не предложит инструменты для финансовой поддержки.

Ранее народный депутат Украины Сергей Магера заявил, что предложенные Минприроды экологические нормативы не соответствуют европейским и создают возможности для злоупотреблений со стороны чиновников, а не для защиты окружающей среды. По его словам, в бизнес-сообщества есть много замечаний к законопроекту "О промышленном загрязнении", которые должны быть учтены при его доработке.

В то же время экс-премьер, президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах заявил, что принятие законопроекта о промышленных выбросах в существующем виде нанесет удар по предприятиям и углубит промышленный кризис.

Европейская бизнес-ассоциация призывала поддержать альтернативный законопроект − №4167-1. По мнению бизнеса, в документе предусмотрен более комплексный и системный подход к реформе системы выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ. Ассоциация предлагает доработать альтернативный законопроект и принять его с учетом предложений бизнеса.

Читайте также
В Украине готовят ко второму чтению законопроект "О промышленном загрязнении": названы "слабые" стороны
В Украине готовят ко второму чтению законопроект "О промышленном загрязнении": названы "слабые" стороны

"Острые углы" могут усложнить процесс экомодернизации украинской промышленности

Экокомитет дал заключение о новом законопроекте "О промышленном загрязнении"
Экокомитет дал заключение о новом законопроекте "О промышленном загрязнении"

Нардепам рекомендуют принять доработанный документ в первом чтении

Экокомитет рассмотрел альтернативный законопроект по промышленному загрязнению
Экокомитет рассмотрел альтернативный законопроект по промышленному загрязнению

Также существует 3 "довоенных" законопроекта в сфере предотвращения промышленного загрязнения

Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"
Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"

Предложены требования к мониторингу выбросов, загрязнению земель и подземных вод несколько закона "Об охране атмосферного воздуха"