Законопроект "О промзагрязнении" представляет угрозу для нацбезопасности Украины – СНБО shutterstock

Законопроект "О промзагрязнении" представляет угрозу для нацбезопасности Украины – СНБО

Олекса Франко

Замсекретаря СНБО призвал доработать проект закона, привлекая к этому представителя аппарата Совета национальной безопасности и обороны

Проект закона №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности "представляет угрозу для экономической безопасности Украины.

Об этом говорится в письме заместителя секретаря СНБО Алексея Соловьева в адрес председателя комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования Олега Бондаренко, передает "РБК-Украина". По словам Соловьева, законопроект нужно доработать, привлекая к этому представителя аппарата Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).

В письме, которым располагает издание, сказано, что проект закона о промышленном загрязнении в нынешней редакции не учитывает украинских реалий и содержит ряд критически негативных норм, содержащих потенциальные угрозы для национальной безопасности Украины.

В частности, проект устанавливает очень короткий период для перехода предприятий к новым экологическим нормам (4 года), в то время как в ЕС аналогичный переход произошел в течение нескольких десятков лет (в Польше — 20 лет, в Словакии — 17 лет).

"К тому же переход на европейские нормы требует значительных инвестиций в модернизацию, в то время как в Украине государственная финансовая поддержка не предусмотрена. Учитывая различные технологические уровни украинских и европейских предприятий, установление европейских норм выбросов в столь ограниченные сроки может привести к остановке части предприятий, что негативно скажется на экономическом состоянии Украины", — отмечается в письме СНБО.

Также проект, хотя и предусматривает возможность отсрочки перехода на срок до 7 лет, однако только при условии согласования с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов. Соответствующий порядок предоставления отсрочки предстоит разработать Кабинету министров.

"Сейчас процесс предоставления отсрочки не является прогнозируемым для предприятий. А для уменьшения рисков в него нужно внести уточнение: в частности, обеспечить возможность применения положений об отсрочке не только при внесении изменений в интегрированное разрешение, но и при получении разрешения впервые. Также важно, чтобы срок отсрочки начинал считаться с момента введения в действие выводов НДТМ (сборник наилучших доступных технологий, который сегодня также разрабатывается. — Ред.). Также необходимо удалить из текста проекта обобщающие понятия "значительное загрязнение" и "высокий уровень защиты", чтобы устранить основания для чрезмерных дискреционных полномочий должностных лиц", — отмечается в письме.

Заместитель секретаря СНБО подчеркивает: введение последних жестких экологических требований, действующих в ЕС, и полное соответствие европейским НДТМ не требуется Соглашением об ассоциации. Страны ЕС устанавливали различные исключения и отклонения от НДТМ, ориентируясь на экономическую целесообразность, с учетом состояния промышленности. Поэтому Украина тоже не должна полностью копировать европейские нормативы, устанавливая их безусловную обязательность для украинских предприятий.

"Учитывая вышесказанное, акцентируем, что законопроект №4167 является угрозой для экономической безопасности Украины, несет значительные негативные социальные и экономические последствия и не может быть поддержан Верховной Радой. В доработанном проекте должна быть учтена специфика украинской экономики, показан прагматичный подход к переходу, предоставлен прозрачный механизм для получения отступления и должна отсутствовать жесткая привязка к европейским нормам", — резюмируют в СНБО.

Напомним, что ранее Европейская бизнес-ассоциация призвала Верховную Раду доработать законопроект №4167, поскольку на его уйдет не менее $10 млрд.

Кроме того, возможность разрешительного органа (Минприроды) самостоятельно приостанавливать или аннулировать интегрированное разрешение без решения суда создает благоприятные предпосылки для коррупции.

Со своей стороны, заместитель председателя комитета Рады по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский заявил, что Украина не должна брать на себя нереалистичные обязательства по срокам проведения экомодернизации. Вместо этого власти должны оказать поддержку промышленности, как это делают страны ЕС, и вместе с бизнесом найти источники финансирования экомодернизации.

Как писала ЭкоПолитика ранее, Федерация работодателей Украины уже настаивала на доработке законопроекта №4167 "О промышленном загрязнении".

16 февраля Верховная Рада провалила голосование за этот проект закона. Позже скандальный законопроект "О промзагрязнении" доработали. Главное новшество — интегрированное экологическое разрешение.

Президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков раскритиковал доработанный законопроект. В то же время Украинская научно-промышленная ассоциация "Укркокс" заявила, что принятие проекта "О промышленном загрязнении" в текущей редакции парализует всю коксохимическую отрасль Украины и сократит производство стали и чугуна.

Читайте также
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению
Стали известны три главных обновления в Директиве ЕС по промышленному загрязнению

У стран Евросоюза есть 22 месяца на имплементацию новых норм и подходов

НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности
НДТМ и интегрированные разрешения: как в ЕС проводили экомодернизацию промышленности

Переход предприятий Евросоюза на новые экологичные рельсы продолжается уже не первый десяток лет

Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали
Как предприятию получить интегрированное разрешение: в Минприроды рассказали

Его внедрение предусмотрено евроинтеграционными обязательствами Украины

Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets
Закон о промзагрязнении усилил давление на производство во время войны, -  Fastmarkets

Это касается как временной, так и экономической компоненты экомодернизации