Законопроект № 5611 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно энергетической утилизации отходов", который Комитет по вопросам экологической политики и природопользования Верховной Рады рассмотрит 16 июня, не предусматривает комплексного подхода к развитию отрасли управления отходами.
Как отметили в пресс-службе Европейской бизнес-ассоциации (EBA), бизнес-сообщество последовательно выступает за развитие рынка альтернативных видов топлива и энергии из отходов, но призывает отправить проект закона на доработку.
По словам представителей ассоциации, текущая редакция законопроекта не предусматривает комплексного подхода к развитию области управления отходами, в том числе, в части привлечения инвестиций в проекты строительства и запуска линий переработки отходов в топливо, создания новых рабочих мест, упрощения регуляторной поля и тому подобного.
Отмечается, что в документ целесообразно было бы внести положения о разработке соответствующего стандарта на RDF (Refuse Derived Fuel – топливо, полученное при удалении вторичного сырья и негорючих материалов с ТБО. – Ред.), гармонизированного с европейским, а также о создании в Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД) соответствующего кода для RDF, который совпадает с европейским кодом 19.12.10, и для SRF (Solid Recovered Fuel, SRF – твердое топливо, полученное из безопасных отходов. – Ред.) – соответственно.
Кроме того, проект закона содержит другие положения, которые могут привести к искажению конкуренции на рынке энергетических услуг, а именно:
1. Установление приоритетного доступа к сетям и строительство "прямой линии" для производителей электрической энергии из отходов (SRF, RDF) независимо от пропускной способности и механизма возложения специальных обязанностей (ПСО).
2. Обеспечение увеличения доли производства электроэнергии с использованием возобновляемого топлива из отходов (SRF, RDF) приведет к внедрению новых видов ПСО, которые будут возложены на операторов системы передачи (ОСП), поставщика универсальных услуг (ПУП) и Гарантированного покупателя.
3. Обязанность Гарантированного покупателя покупать электрическую энергию, производимую из отходов (SRF, RDF), которая не была продана на рынке и по двусторонним договорам по средневзвешенной аукционной цене предыдущего года покупки электрической энергии из биомассы/биогаза (с учетом надбавки).
4. Обязанность заключения субъектами хозяйствования коммунальной формы собственности, а также бюджетными учреждениями и организациями прямых договоров на поставку тепловой и электрической энергии на период 10 и более лет с производителями энергии из отходов (SRF, RDF), а также другое приоритетное им содействие вводит дополнительные нерыночные стимулирующие привилегии, что, в частности, противоречат действующим законам о публичных закупках и о государственной помощи субъектам хозяйствования.
5. Установление приоритетности производителей электроэнергии из отходов (SRF, RDF) при диспетчеризации ОСП приравнивает электроэнергию с SRF, RDF к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).
Учитывая это, в Европейской бизнес-ассоциации не поддерживают проекта закона в текущей редакции. Там убеждены, что законопроект нуждается в тщательной доработке.
Напомним, что эксперт по обращению с отходами в Украинском институте будущего Александр Лымарь раскритиковал законопроект № 5611.
Как сообщала ЭкоПолитика, компания Recycling Solutions продала почти 2 млн тонн металлургических отходов в 2020-м.