В украинском НВВ2 есть три тревожных элемента, — EBA shutterstock

В украинском НВВ2 есть три тревожных элемента, — EBA

Маргарита Шевченко

Бизнес надеется, что его замечания будут учтены

В представленном Министерством окружающей среды проекте Второго Национально-определенного вклада в Парижское соглашение есть три тревожные элементы, которые вызывают беспокойство бизнес-сообщества.

Об этом говорится в заявлении Европейской бизнес ассоциации.

  • Отсутствие финансового обеспечения сокращения выбросов

"Во-первых, это отсутствие финансового обеспечения сокращения выбросов парниковых газов на 65%, на что запланировано потратить 102 млрд евро. Как отмечают разработчики материалов в НВВ2, в основе этой суммы — общая сумма капитальных инвестиций в Украине в течение 2010-2019. В то же время, по данным Госстата, на мероприятия по декарбонизации и охраны воздуха за этот период было потрачено лишь 24,8 млрд гривен (менее 1 млрд евро). По нашему мнению, это не оправдано, ведь в 2020 году капитальные инвестиции в Украину сократились на 38,2% и эта негативная тенденция будет продолжаться", — говорится в заявлении.

По мнению экспертов EBA, это означает, что выполнить климатическую цель можно будет только за счет падения экономики.

В Ассоциации отметили, что проект НВВ2 необходимо дополнить частью о разблокировании механизма государственной помощи субъектам хозяйствования на осуществление экологических мероприятий, которая закреплена на законодательном уровне еще с 2014 года.

  • Недостаточно проработанные секторальные политики

"В предыдущих версиях НВВ2 для сокращения выбросов на 72% планировалось выделить 379 млрд евро, а сейчас уже мы видим, что для сокращения выбросов на 65% необходима уже более чем втрое меньшая сумма — 102 млрд евро. Это стало возможным за счет снижения климатических и финансовых обязательств для сектора зданий — с 85,7 млрд евро в 16 млрд евро, а также транспорта — с 208 млрд евро до 3 млрд евро. Получается, что выполнять цель по декарбонизации экономики Украины планируется преимущественно в секторах энергетики, промышленности и сельского хозяйства за счет, очевидно, частных средств. Хотя, сектор зданий является одним из основных эмитентов СО2 в Украине, а выбросы от транспорта у нас почти не контролируются", — подчеркнули в EBA.

Эксперты добавляют, что в проекте НВВ2 не отражены мероприятия, которые напрямую будут влиять на уменьшение выбросов парниковых газов. Речь идет об использовании вторичного сырья (промышленных отходов) в строительстве дорог, развитии альтернативных видов топлива из твердых бытовых отходов и промышленных отходов RDF и SRF в цементной промышленности; развитии проектов по переработке отходов сельского хозяйства и животноводства; внедрении минимальных экологических требований (евростандарта) в автомобильной отрасли.

  • Не учтена потенциальная необходимость корректировки базовых показателей выбросов СО2

"До 2021 года для вычисления выбросов использовались различные методики (прямые измерения, расчеты). С 1 января вступил в силу Закон о мониторинге, отчетности и верификации, который является первым шагом к запуску рынка торговли парниковыми квотами. Он предусматривает, в частности, введение конкретных методик расчетов выбросов парниковых газов для предприятий. По нашему мнению, такая корректировка подхода к сбору данных об объемах выбросов скажется на общих показателях Национального кадастра антропогенных выбросов парниковых газов в сторону повышения выбросов. И более менее корректную информацию мы получим только весной 2022 года", — предупредили в Ассоциации.

По мнению экспертов, необходимо оставить возможность для учета такой погрешности при установлении общей цели сокращения выбросов ПГ в рамках НВВ2.

"Около года мы тесно сотрудничаем с рабочей группой, которая занимается подготовкой НВВ2 при Минприроды. В нашем понимании НВВ должно быть синтезом текущих возможностей и планов экономического развития государства. Поэтому, климатическая цель должна быть реалистичной и взвешенной. Для этого Украине необходимо изменить подход к установлению такой цели, который бы основывался на вовлеченности всех секторов экономики и соответствующих органов власти, реальной оценке финансовых возможностей и текущей экономической ситуации. Мы надеемся, что наше предложение ляжет в основу подготовки НВВ3, которую следует начать уже в 2022 году", — заявила координатор Комитета экологии и устойчивого развития Ольга Бойко.

Как сообщала ЭкоПолитика, Федерация работодателей Украины обратится в Министерство защиты окружающей среды по поводу необходимости доработки проекта НВВ2 с учетом детальных расчетов и прогнозов для всех отраслей экономики.

Читайте также
В США выделяют $28 млн на разработку технологий очистки чугуна и стали
В США выделяют $28 млн на разработку технологий очистки чугуна и стали

Финансирование поддержит некоторые из самых передовых разработок по декарбонизации сталелитейной промышленности

Европейская комиссия приняла закон об энергетической эффективности зданий
Европейская комиссия приняла закон об энергетической эффективности зданий

Ожидается, что до 2030 года значительная часть строительства в ЕС будет осуществляться с учетом экологической безопасности и энергоэффективности.

США потратит $425 миллионов на декарбонизацию угольных громад
США потратит $425 миллионов на декарбонизацию угольных громад

В Германии в 2024 году выделят €21 миллиард субсидий для программы по сокращению выбросов промышленности, которую трудно декарбонизировать

10 стран ЕС обязались декарбонизировать энергетику до 2035 года
10 стран ЕС обязались декарбонизировать энергетику до 2035 года

Эти страны представляют более 60% энергетического сектора ЕС