В украинском НВВ2 есть три тревожных элемента, — EBA shutterstock

В украинском НВВ2 есть три тревожных элемента, — EBA

Маргарита Шевченко

Бизнес надеется, что его замечания будут учтены

В представленном Министерством окружающей среды проекте Второго Национально-определенного вклада в Парижское соглашение есть три тревожные элементы, которые вызывают беспокойство бизнес-сообщества.

Об этом говорится в заявлении Европейской бизнес ассоциации.

  • Отсутствие финансового обеспечения сокращения выбросов

"Во-первых, это отсутствие финансового обеспечения сокращения выбросов парниковых газов на 65%, на что запланировано потратить 102 млрд евро. Как отмечают разработчики материалов в НВВ2, в основе этой суммы — общая сумма капитальных инвестиций в Украине в течение 2010-2019. В то же время, по данным Госстата, на мероприятия по декарбонизации и охраны воздуха за этот период было потрачено лишь 24,8 млрд гривен (менее 1 млрд евро). По нашему мнению, это не оправдано, ведь в 2020 году капитальные инвестиции в Украину сократились на 38,2% и эта негативная тенденция будет продолжаться", — говорится в заявлении.

По мнению экспертов EBA, это означает, что выполнить климатическую цель можно будет только за счет падения экономики.

В Ассоциации отметили, что проект НВВ2 необходимо дополнить частью о разблокировании механизма государственной помощи субъектам хозяйствования на осуществление экологических мероприятий, которая закреплена на законодательном уровне еще с 2014 года.

  • Недостаточно проработанные секторальные политики

"В предыдущих версиях НВВ2 для сокращения выбросов на 72% планировалось выделить 379 млрд евро, а сейчас уже мы видим, что для сокращения выбросов на 65% необходима уже более чем втрое меньшая сумма — 102 млрд евро. Это стало возможным за счет снижения климатических и финансовых обязательств для сектора зданий — с 85,7 млрд евро в 16 млрд евро, а также транспорта — с 208 млрд евро до 3 млрд евро. Получается, что выполнять цель по декарбонизации экономики Украины планируется преимущественно в секторах энергетики, промышленности и сельского хозяйства за счет, очевидно, частных средств. Хотя, сектор зданий является одним из основных эмитентов СО2 в Украине, а выбросы от транспорта у нас почти не контролируются", — подчеркнули в EBA.

Эксперты добавляют, что в проекте НВВ2 не отражены мероприятия, которые напрямую будут влиять на уменьшение выбросов парниковых газов. Речь идет об использовании вторичного сырья (промышленных отходов) в строительстве дорог, развитии альтернативных видов топлива из твердых бытовых отходов и промышленных отходов RDF и SRF в цементной промышленности; развитии проектов по переработке отходов сельского хозяйства и животноводства; внедрении минимальных экологических требований (евростандарта) в автомобильной отрасли.

  • Не учтена потенциальная необходимость корректировки базовых показателей выбросов СО2

"До 2021 года для вычисления выбросов использовались различные методики (прямые измерения, расчеты). С 1 января вступил в силу Закон о мониторинге, отчетности и верификации, который является первым шагом к запуску рынка торговли парниковыми квотами. Он предусматривает, в частности, введение конкретных методик расчетов выбросов парниковых газов для предприятий. По нашему мнению, такая корректировка подхода к сбору данных об объемах выбросов скажется на общих показателях Национального кадастра антропогенных выбросов парниковых газов в сторону повышения выбросов. И более менее корректную информацию мы получим только весной 2022 года", — предупредили в Ассоциации.

По мнению экспертов, необходимо оставить возможность для учета такой погрешности при установлении общей цели сокращения выбросов ПГ в рамках НВВ2.

"Около года мы тесно сотрудничаем с рабочей группой, которая занимается подготовкой НВВ2 при Минприроды. В нашем понимании НВВ должно быть синтезом текущих возможностей и планов экономического развития государства. Поэтому, климатическая цель должна быть реалистичной и взвешенной. Для этого Украине необходимо изменить подход к установлению такой цели, который бы основывался на вовлеченности всех секторов экономики и соответствующих органов власти, реальной оценке финансовых возможностей и текущей экономической ситуации. Мы надеемся, что наше предложение ляжет в основу подготовки НВВ3, которую следует начать уже в 2022 году", — заявила координатор Комитета экологии и устойчивого развития Ольга Бойко.

Как сообщала ЭкоПолитика, Федерация работодателей Украины обратится в Министерство защиты окружающей среды по поводу необходимости доработки проекта НВВ2 с учетом детальных расчетов и прогнозов для всех отраслей экономики.

Читайте также
Фонд декарбонизации до сих пор не заработал: получает деньги, но не может их использовать
Фонд декарбонизации до сих пор не заработал: получает деньги, но не может их использовать

Учреждение не может выполнять задачи, для которых было создано

Государственный фонд декарбонизации: ждем печального будущего?
Государственный фонд декарбонизации: ждем печального будущего?

Государственный фонд декарбонизации не может финансировать климатические меры

В США выделяют $28 млн на разработку технологий очистки чугуна и стали
В США выделяют $28 млн на разработку технологий очистки чугуна и стали

Финансирование поддержит некоторые из самых передовых разработок по декарбонизации сталелитейной промышленности