В три раза возрастут расходы: озвучены риски для ГМК из-за увеличения эконалога Shutterstock

В три раза возрастут расходы: озвучены риски для ГМК из-за увеличения эконалога

Романа Слисар

Аналитики уверены: механизм использования эконалога через госбюджет неэффективен и не решает экологические проблемы

Из-за увеличения эконалога расходы ГМК вырастут минимум в три раза, а это ухудшит возможности предприятий инвестировать в экологическую модернизацию.

Об этом говорится в материалах исследования аналитиков GMK Center.

"Информационно-аналитический центр GMK Center оценивает увеличение расходов предприятий горно-металлургического комплекса как минимум в 3 раза – с 462 до 1396 млн грн", – говорится в сообщении.

Как отмечается, соответствующие последствия повлечет за собой принятие Верховной Радой законопроекта №5600 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений".

"Расчет учитывает рост ставок налога на СО2 и размещения отходов железорудной промышленности. Рассчитать сумму налога за сброс загрязняющих веществ в водные объекты невозможно: ставка налога дифференцирована в зависимости от загрязняющих веществ, которые сбрасываются", – отмечается в сообщении.

В частности законопроект №5600 предлагает повысить такие ставки экологического налога:

  • за сброс загрязняющих веществ в водные объекты – в 1,6 раза в текущем году с постепенным повышением в 8 раз к 2029 году;
  • за выбросы СО2 в атмосферу с 10 грн т до 30 грн/т;
  • за размещение отходов предприятий горной промышленности - с 0,49 грн/т до 1,50 грн/т.

По данным специалистов GMK Center изменения в законодательство будут следующие последствия:

  • сумма налога за выбросы СО2 металлургическими предприятиями увеличится в 3 раза – до 894 млн грн;
  • сумма налога за размещение отходов железорудной промышленности возрастет в 3,1 раза – до 502 млн грн.

Как отмечается, рост экологических налогов ухудшит возможности предприятий инвестировать в экологические проекты.

"Предприятия инвестируют за счет собственных средств, а государство намерено изъять часть этих средств в госбюджет и местные бюджеты", – уточняется в исследовании.

К тому же действующий механизм распределения и использования экологического налога через госбюджет и местные бюджеты неэффективно, поскольку не дает возможности решать экологические проблемы.

"В 2020 году металлургические компании перечислили в бюджет 298 млн грн налога за выбросы СО2. Железорудные предприятия заплатили 164 млн грн налога за размещение отходов", – говорится в сообщении.

По мнению экспертов, первоочередной целью внесения изменений в действующее законодательство в части эконалога должно быть не повышение его ставок, а обеспечение целевого использования средств, поступающих от уплаты эконалога. В том числе – создание экономических механизмов для инвестирования в экологическую модернизацию предприятий.

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что ГМК покрывает почти половину расходов на экологию в Украине.

Также сообщалось, что, по оценкам экспертов, повышение налоговых ставок на промышленное загрязнение приведет к закрытию ряда предприятий. Представители бизнеса заявляли, что вместо увеличения налоговых ставок государство должно стимулировать модернизацию производства путем налоговых каникул и льготного кредитования.

Читайте также
Бизнесы Ровенщины за 5 месяцев уплатили более 57 млн ​​грн эконалога
Бизнесы Ровенщины за 5 месяцев уплатили более 57 млн ​​грн эконалога

Это на 30% превысило аналогичный показатель прошлого года

Загрязнители Львовщины заплатили десятки миллионов эконалогов в 2024 году
Загрязнители Львовщины заплатили десятки миллионов эконалогов в 2024 году

45% эконалогов поступает в государственный бюджет, 30% – в областной, а 25% остается в местном

Загрязнители Тернопольщины заплатили рекордные эконалоги в 2023 году
Загрязнители Тернопольщины заплатили рекордные эконалоги в 2023 году

В специальный фонд местных бюджетов направлено 8,8 миллиона гривен