В Одесской области хотят построить дорогу в зоне, которая имеет 4 охранных статуса zeleniy-list.od.ua

В Одесской области хотят построить дорогу в зоне, которая имеет 4 охранных статуса

Екатерина Белоусова

Служба автомобильных дорог уверяет, что дорога не нанесет вреда природе и здоровью людей

В Одесской области в пойме Куяльницкого лимана хотят построить 11,6 км 4-полосной дороги общего пользования государственного значения М-28 Одесса – Южный с минимальной шириной земляного полотна 28,5 м.

Эта территория входит в Изумрудную и экологическую сети, имеет статус объекта природно-заповедного фонда и курорта национального значения, сообщает ОО "Зеленый лист".

Проектом предусмотрено, что интенсивность движения по дороге составляет 12 680 автомобилей в час со скоростью 110 км. Предлагается четыре территориальные альтернативы дороги, альтернатива №1 пролегает по пойме Куяльницкого лимана.

Служба автомобильных дорог в Одесской области уверяет, что все четыре варианта дороги абсолютно безопасны для окружающей среды и здоровья людей.

С утверждением о том, что дорога в пойме Куяльник безопасна, категорически не согласны специалисты в сфере экологии и экологического права, несколько месяцев подробно изучавшие проект дороги и анализировавшие возможные последствия строительства. Свои предложения по запланированному строительству они направили в Министерство защиты окружающей среды и природные ресурсы Украины.

Территория, на которой планируется строительство дороги по альтернативе №1, имеет несколько охранных статусов:

  • Как объект Изумрудной сети (код территории UA0000143)

Территория Куяльницкого лимана является объектом Изумрудной сети и подпадает под охрану на основании Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция) 1979 г., которая была ратифицирована Украиной еще в 1996 году.

Куяльницкий лиман имеет международный природоохранный статус и является домом для 117 видов дикой флоры и фауны, которые занесены в приложения "Виды фауны, подлежащие особой охране" Бернской конвенции.

  • Как объект природно-заповедного фонда

Территория Куяльницкого лимана зарезервирована как заповедная на основании решения Одесского областного совета народных депутатов с 1993 года.

На сегодня, создание Национального природного парка "Куяльницкий" общей площадью 10801, 1980 га находится на финальной стадии – проект указа Президента Украины "О создании национального природного парка "Куяльницкий", одобренный Кабинетом Министров Украины, находится в Офисе Президента Украины и ожидает подписи.

  • Как курорт национального значения

Территория Куяльницкого лимана имеет статус курорта с 1985 года, а в 2018 году природные территории Куяльницкого лимана Одесской области были объявлены курортом государственного значения — курортом Куяльник.

Дорога по территориальной альтернативе № 1 проходит в первой зоне (зоне строгого режима), где запрещается, в частности, строительство любых зданий и других объектов, не связанных с эксплуатационным режимом и охраной природных и лечебных факторов курорта; устройство стоянок автомобилей, пунктов их обслуживания; проезд автотранспорта, не связанный с обслуживанием этой территории, использованием месторождений лечебных ресурсов или природоохранной деятельностью.

  • Как объект экологической сети

Территория Куяльницкого лимана является объектом экологической сети и подлежит охране на основании Закона Украины "Об экологической сети". Территория, с одной стороны, является частью регионального экологического коридора – Велико-Куяльницкий экологический коридор, с другой стороны, является частью элемента национальной экологической сети – Азово-Черноморского прибрежно-морского природного коридора.

Однако эти ценности и особый статус территории не учтены в планах строительства.

Строительство дороги приведет к уничтожению экосистемы камышовых зарослей, необратимого нарушения функционирования водно-болотных угодий устьевой части Куяльницкого лимана, порче воды и лечебных грязей из-за загрязнения нефтепродуктами и тяжелыми металлами, ухудшения качества пелоидов (основа лечебной грязь), которая сейчас образуется естественным образом в ненарушенной экосистеме лимана, утрате большей части источников пресной воды, ведь они будут засыпаны.

Также дорога будет препятствовать естественному пути разгрузки поверхностного стока даже в случае канализированного варианта.

Это приведет к уничтожению уникальной экосистемы водно-болотных угодий Куяльницкого лимана.

"Трудно даже спрогнозировать, какой колоссальный ущерб не только окружающей среде Одесской области, но и здоровью жителей близлежащих территориальных громад, в частности, жителям Одессы, нанесет уничтожение этих земель", – отмечают в материале.

Напомним, на Киевщине хотят построить автобан на месте леса.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в Украине запретили создать 7 карьеров, которые повредили бы природе.

Читайте также
Активисты выступили против строительства Каховской ГЭС без проведения ОВОС
Активисты выступили против строительства Каховской ГЭС без проведения ОВОС

Также у них есть вопросы к размещению Национального военного мемориального кладбища на территории Изумрудной сети

ОВД в Украине не работает, а лесхозы тратят миллионы на ее проведение, — Гослесагентство
ОВД в Украине не работает, а лесхозы тратят миллионы на ее проведение, — Гослесагентство

С 2018 года государственные лесхозы потратили 65 миллионов гривен на проведение ОВД

В Украине в очередной раз подняли тему неэффективности процедуры ОВД: в сети разгорелась дискуссия
В Украине в очередной раз подняли тему неэффективности процедуры ОВД: в сети разгорелась дискуссия

Позиция PAEW вызвала оживленную и жесткую дискуссию в экосообществе