В Украинском союзе промышленников и предпринимателей (УСПП) убеждены, что проект закона о промышленных выбросах в предложенной редакции не может быть принят. Поэтому Верховную Раду призвали вернуть документ на повторную доработку.
Соответствующее письмо УСПП направил в адрес спикера парламента Дмитрия Разумкова.
В деловом союзе обращают внимание, что законопроект содержит ряд внутренних несоответствий и несогласованностей терминологического аппарата. В нем нет четкого определения некоторых критериев и понятий. А это может привести к неоднозначной трактовке прав и обязанностей как субъекта хозяйствования, так и полномочий органов государственного экологического контроля.
Ни в действующем законодательстве Украины, ни в проекте № 3091 не приведены определения терминов и четких критериев "высшая степень экологического риска", "план патрулирования", "системные нарушения и/или значительное ухудшение состояния окружающей среды или отдельных его компонентов" и другие.
Предложенный порядок проведения внеплановых проверок ("в выходные, нерабочие, праздничные дни и/или в ночное время", "без предупреждения субъекта хозяйствования" противоречит как основным принципам государственного надзора, так и непосредственно п. 3. ст. 5 самого законопроекта.
Определенные в документе полномочия инспектора по временной остановке проверки (на неопределенное время) являются необоснованными. Фактически это завуалированное увеличение установленного предельного срока проведения мероприятия государственного надзора только по решению проверяющего.
Указанные в ст. 19 законопроекта полномочия о временном запрете (ограничении) деятельности отдельных единиц оборудования, цехов и вообще субъектов хозяйствования только по предписанию органа государственного экологического контроля — без соответствующего решения суда — недопустимы. Это противоречит требованиям ст. 50 ЗУ "Об охране окружающей природной среды" и ст. 293 Гражданского кодекса Украины.
К тому же остановка производственной деятельности крупных предприятий на хотя бы три рабочих дня может привести к убыткам в десятки, а то и сотни миллионов гривен.
В УСПП считают недостаточно обоснованными и размеры штрафов за нарушение природоохранного законодательства.
В частности, штрафы за промышленное загрязнение уже утверждены соответствующими правительственными постановлениями согласно методике начисления убытков. Последние рассчитываются и взимаются с субъектов хозяйствования органами Госэкоинспекции.
Также требует изъятия норма о ежегодном письменном уведомлении предприятиями установленного рабочего времени, а в случае его изменения - в течение ближайших 12 часов.
Все эти несогласованности могут увеличить административное давление на промышленность, убеждены в УСПП. Поэтому призвали спикера и Раду учесть высказанную позицию и существенные замечания и вернуть законопроект на повторную доработку.
Накануне ЭкоПолитикиа сообщала, что Комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования на заседании 19 мая рекомендовал принять в первом чтении законопроєкт № 5414 "О государственном экологическом контроле".