Реформа системы государственного экологического контроля, которая была начата в 2017 году, до сих пор остается не завершенной.
Большинство мер, предусмотренных Концепцией реформирования системы государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды, которые должны завершиться в 2020 году, не реализованы, передает ECOBUSINESS. Экология предприятия в Telegram.
Принятый в первом чтении Проект Закона Украины "О государственном экологическом контроле" № 3091 (Проект 3091), который по мнению инициаторов способен решить существующие проблемы, не воспринимается ни профильными государственными органами, ни субъектами хозяйствования, ни большинством профессионального общественного сообщества.
Профессиональная Ассоциация Экологов Украины (ПАЭУ) изначально выступила с открытой критикой Проекта 3091 и была названа "главным оппонентом" проекта. Замечания и предложения ПАЭУ получают обещания быть учтены и изложены в очередных редакциях проекта до второго чтения.
Однако, согласно законодательству, все происходящее вокруг Проекта 3091 может касаться только текста законопроекта, его разделов, глав, статей, их частей, пунктов, подпунктов, абзацев, предложений, принятых Верховной Радой за основу.
Предоставленные ПАЭУ предложения, в том числе при поддержке отраслевых бизнес-ассоциаций и общественных организаций не учтены.
По результатам аудитов Счетной палаты деятельность Госэкоинспекции как центрального органа исполнительной власти, обеспечивающая реализацию государственной политики по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в течение 2018–2020 годов и I полугодия 202 года признана неэффективной.
Основной причиной ненадлежащего выполнения ГЭИ своих функций является длительный процесс реформирования.
Решения Правительства, как показывает аудит, оказались недостаточно обоснованными и негативно повлияли не только на деятельность органа государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, но и привели к дополнительным расходам государственного бюджета. Только риски потери бюджетами разных уровней по расчетам аудиторов за 2018-2020 годы составляют около 2 млрд гривен.
“При отсутствии адекватного и реалистичного планирования государственной экологической политики, не осуществление мер, направленных на достижение целевых показателей, государственный экологический контроль не выполняет свою функцию, в т.ч. и проект Закона Украины "О государственном экологическом контроле" № 3091 не в состоянии решить существующие проблемы”, – сказано в материале.
Кроме того, согласно выводам антикоррупционной экспертизы Проекта 3091, Национальное агентство идентифицировало ряд положений проекта Закона, которые являются источниками существенных коррупционных рисков.
Это делает невозможным принятие проекта в предложенной редакции, в частности:
- Использование правовых конструкций оценочного характера в определении полномочий контролирующего органа при осуществлении мер государственного экологического контроля.
- Необоснованное установление или расширение дискреционных полномочий органа или лица при отсутствии определения исчерпывающих случаев, оснований, формы, сроков, порядка их осуществления, контроля над их осуществлением и ответственности за возможные злоупотребления во время их совершения.
- По решению Общественного Совета при Минприроды № 27/2020-001 от 04 июня 2020 года рекомендовано отклонить проекты Законов о государственном экологическом контроле № 3091 от 19.02.2020 г. и № 3091-1 от 05.03.202.
- Противоречие правовых норм в части полномочий контролирующего органа и мер реагирования на нарушение требований природоохранного законодательства.
Необходимость надлежащей институциональной способности для осуществления государственного надзора, НАПК, признают и территориальные и межрегиональные территориальные органы Госэкоинспекции.
В частности, необходимость:
- Определение терминов "патрулирование", "рейдовые проверки", "обоснованное обращение", "реагирование на вызовы".
- Осуществление мер государственного контроля в присутствии руководителя или уполномоченного лица. Если такие лица отсутствуют - в присутствии не менее двух понятых или представителя органа местного самоуправления.
- Определение порядка, оснований и способа осуществления мероприятий в ночное время, выходные, праздничные и нерабочие дни.
- Определение порядка, метода взаимодействия с органами Нацполиции и документальное оформление такового взаимодействия.
- Утверждение типовых форм документов, которые составляются при осуществлении и по результатам государственного экологического контроля.
- Определение порядка остановки хода проверки и ее документальное оформление.
- Согласование полномочий по приостановлению деятельности (ч.4 ст. 15 и ст. 28, 31 проекта).
- Возможность обращения в суд с требованием о допущении к осуществлению мер государственного надзора.
“Проект не отвечает основному Закону О госнадзоре и идет вразрез с основными принципами государственного надзора. В проекте устанавливается другая от общепринятой градация рискованности предприятия, которая необоснованна и предусматривает разработку отдельной методики”, – отмечает ПАЭУ.
Есть факт отхождения от общепринятой унифицированной формы и создания типового акта утвержденного ПКМУ. В то время, как во всех областях действует одна единственная методика составления унифицированной формы, которая принадлежит к полномочиям контролирующего органа.
А в Плане деятельности Минприроды по подготовке проектов регуляторных актов на 2022 год вопросы, связанные с институциональной базой для Проекта 3091, вообще отсутствуют.
При указанных условиях, учитывая результаты аудита Счетной палаты, заключение антикоррупционной экспертизы Национального агентства по предотвращению коррупции, позиции территориальных и межрегиональных территориальных органов Госэкоинспекции, редакция Проекта 3091, принятая за основу, является неприемлемой.
Напомним, эксперт Владислав Антипов рассказал об экологических налогах, реформы сферы и профессию эколога.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в ПАЭУ раскритиковали законопроект "Об экоконтроле".