Железнодорожный транспорт считается одним из наиболее экологичных видов транспорта. Он, по оценкам экспертов, выбрасывает в окружающую среду гораздо меньше загрязняющих веществ, чем автомобили или самолеты. Но eco-friendly железную дорогу назвать вряд ли можно, особенно в Украине. Ведь кроме выбросов в воздух во время самих перевозок железная дорога несет и другую угрозу для окружающей среды.
Вся проблема в грузах, перевозящих транспортные поезда. Кроме вполне безопасного леса или зерна, по железной дороге движутся и грузы с повышенным уровнем опасности, как бензин или продукция химической промышленности. Поэтому аварии на железной дороге, хоть и случаются крайне редко, но могут привести к серьезным загрязнениям окружающей среды или даже масштабной катастрофе.
Мы в ЭкоПолитике решили собрать самые большие за последнее время аварии на украинской железной дороге, которые привели к загрязнениям окружающей среды и рассказать об их потенциальной опасности.
Последствия техногенных катастроф на железной дороге напрямую зависят от того, где они происходят, рассказывает председатель правления Ассоциации предприятий в сфере обращения с опасными отходами Кирилл Косоуров. Ведь железная дорога проходит по разным районам: это могут быть поля, прибрежные зоны, села или большие города. Соответственно, от локализации аварии и во многом будет зависеть влияние на окружающую среду и возможности спасателей в части ликвидации последствий.
Если говорить о масштабных катастрофах на железной дороге, которые оказали влияние на окружающую среду, то первое, что приходит на память – это фосфорная авария недалеко от Львова, одна из крупнейших подобных аварий в мире.
Летом 2007-го поезд с 58 цистернами желтого фосфора следовал из Казахстана в Польшу. На перегоне Красное-Ожидов 15 цистерн сошли с рельсов и опрокинулись. Из-за утечки фосфора из одной цистерны произошло самовозгорание 6-ти. Пожар быстро был потушен, но облако из продуктов горения распространилось на 90 кв. км. В зоне поражения оказались около 100 сел. Уже на следующий день после пожара местные жители начали жаловаться на тошноту и головные боли, поэтому их временно отселили.
Тогда независимая экспертиза не выявила превышения опасных веществ в почве, в воде или в воздухе. Но селяне долгое время не пили воду из колодцев и уничтожили урожай. Жалобы крестьян на ухудшение состояния здоровья после крушения освещали в репортажах из этой местности через год и даже пять лет после аварии.
Как рассказывает Косоуров, фосфор – это один из природных элементов, но он действительно ядовит:
"Летальная доза фосфора составляет примерно от 0,05 г до 0,15 г. При первичном поражении он может вызвать химические ожоги кожного покрова, слизистой оболочки и дыхательных путей. Есть также понятие хронического отравления фосфором: во время длительного воздействия на организм это вещество поражает кости. В общем, последствия для организма зависят от полученной дозы вещества и состояния здоровья человека".
К слову, серьезные последствия влечет за собой и отравление фосфором других живых организмов. В частности, жители Ожидова жаловались на слепоту у домашних животных.
Железнодорожная авария близ Ожидова, без сомнения, самая большая в истории независимой Украины, но она – не единственная. В 2012 году – Львовщину снова постигло несчастье. В мае в Пустомытовском районе на железнодорожной гонке Борщовичи-Подборцы во время движения грузового поезда сошли с рельсов 10 вагонов, 7 из которых – опрокинулись. Среди них 4 цистерны с дизтопливом и 1 цистерна с бензином. Из-за этого произошла утечка горючего, а три цистерны – загорелись.
"Если мы говорим о нефтепродуктах, при разливе они отравляют как почвы, так и грунтовые воды, с которыми впоследствии попадают в водоемы. – рассказывает Косоуров. – При таком отравлении можно с уверенностью сказать, что вымрут животные, контактирующие с такой средой. Например, если нефтепродукты в водоеме – вымрет и рыба, и птицы, селящиеся на берегах этих водоемов".
При возгорании бензина и дизтоплива, по словам эксперта, в воздух попадает сажа и формальдегид. Кроме того, сейчас в нефтепродукты добавляют разнообразные присадки для повышения октанового числа, очистки. Поэтому, безусловно, при горении эти вещества оказывают очень негативное влияние на живые организмы.
Авария с дизтопливом, правда, уже менее масштабная, произошла и в 2018-м в Днепре. На станции Нижнеднепровск-Узел из-за кражи железнодорожного полотна сошли с рельсов локомотив и 15 грузовых вагонов. Восемь из них были загружены прокатом, трубной заготовкой и дизтопливом. О серьезных утечках горючего не сообщалось.
Отдельная тема для железной дороги – аммиак. Это один из наиболее опасных грузов, перевозимых вагонами. И к сожалению, истоки его случаются регулярно. В 2019 году на Черниговщине на станции "Бахмач-Пассажирский" произошла утечка аммиака из одной из цистерн поезда. Всего в цистерне находилось 48 т опасного вещества. Такая же утечка из цистерны, которую подогнали по железной дороге, произошел в конце ноября этого года в Винницкой области, на территории предприятия, производящего агрохимикаты. Правда, самая серьезная авария с аммиаком на "Укрзалізниці" случилась еще 2000-го. Тогда 100 т аммиака вылилось в 60 м от жилых домов в Черкасской области.
"Аммиак это очень ядовитое вещество. Вообще оно имеет несколько зон поражения. Для тех, кто оказывается в близком кругу – это смертельная доза. Ко всему, аммиак – взрывоопасный", – объясняет Косоуров.
Также стоит вспомнить, что в июне 2021-го на железнодорожной станции в Синельниково на Днепропетровщине, произошла утечка не менее ядовитой серной кислоты.
К слову, опасность для окружающей среды несут не только аварии, а, как оказалось, и сама деятельность "Укрзалізниці" в последние годы. Об этом идет речь в депутатском запросе нардепа Андрея Одарченко к премьеру Денису Шмыгалю, который на днях опубликовали СМИ. В запросе приводятся факты злоупотреблений со стороны чиновников предприятия, которые привели к неудовлетворительному экологическому состоянию УЗ и массовому загрязнению территорий предприятия. Ожидается, что нарушение будет рассмотрено межведомственной рабочей группой СНБО, созданной для обеспечения постоянного функционирования железнодорожной отрасли.
К счастью, масштабные чрезвычайные ситуации на железной дороге случаются не так часто. Но все же железная дорога – это объект повышенной опасности, требующий особого внимания.
Учитывая хроническое невыполнения УЗ собственных планов по инвестициям, износ инфраструктуры и железнодорожного полотна, невыполнение планов по ремонту рельс, а также коррупционную составляющую, то, что аварии нас пока минуют – это больше везение, чем результат работы. Поэтому руководству государства стоило бы больше внимания уделить состоянию этого предприятия, чтобы впоследствии не вкладывать сумасшедшие деньги в ликвидацию последствий аварий, которые могут повториться в любой момент.