Взятки и подозрения вместо реформы: ТОП "вляпавшихся" в коррупцию руководителей ГЭИ

Взятки и подозрения вместо реформы: ТОП "вляпавшихся" в коррупцию руководителей ГЭИ

Елена Бережнюк

За последние пять лет подозрения в коррупции получили четыре главы Госэкоинспекции

На днях появилась информация, что НАБУ и САП установили новые эпизоды хищения средств КО "Киевзеленстрой". В этой связи, трем лицам сообщили о подозрении, еще 7-ми – подозрения обновили. По данным СМИ, среди подозреваемых по этому делу есть и бывший начальник управления экологии и природных ресурсов КГГА Андрей Малеваный, который с мая 2020-го и до ноября 2021-го возглавлял Государственную экологическую инспекцию.

Как выяснила ЭкоПолитика, это уже четвертый глава ДЭИ после Революции достоинства, который приходит реформировать структуру, а затем собирает подозрения в коррупционных действиях. Почему так случается?

Государственную экологическую инспекцию давно считают питомником коррупции в Украине. Вместо охраны окружающей среды инспекторы годами "кошмарят" добросовестный бизнес и за взятки "покрывают" крупных загрязнителей.

О необходимости перемен в ГЭИ заговорили сразу после Революции достоинства. Уже в 2015-м была создана "Концепция реформирования системы государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды". С тех пор каждый из глав экоинспекции приходил на эту должность якобы для реформирования, а на практике их действия часто перерастали в подозрения в коррупции и злоупотреблениях.

Первым после революции ГЭИ возглавил Михаил Казимир. Он взял на себя обязательство провести "очищение" этой структуры. Но, как заявлял в интервью журналистам министр экологии и природных ресурсов Андрей Мохник, подчиненные Казимира его решения саботировали. В результате никаких реформ не получилось. Казимир проработал немного меньше года, до января 2015-го, и был уволен Кабмином за "однократное грубое нарушение трудовых обязанностей".

После ГЭИ возглавил богатейший ее глава – Андрей Заика. Он руководил экоинспекцией с 2015 по 2017 годы. И хотя в целом Заика говорил о реформировании, буквально через несколько месяцев после назначения получил выговор за то, что экоинспекторы в Николаевском и Одесском морских торговых портах проводили несанкционированные проверки судов. То есть, как видим, инспекция и дальше была занята сбором "откатов". Более того, самого Заику обвиняли в злоупотреблении служебным положением, увольнении профессиональных кадров и назначении людей с сомнительной репутацией, а также в требовании взяток от территориальных органов ГЭИ. Позже, по результатам служебного расследования, в ведомстве Заики обнаружили ряд коррупционных нарушений, а его самого – уволили. В 2017-м НАПК выявило нарушения в декларации чиновника, а в 2019-м НАБУ завершило досудебное расследование по Заике. По версии детективов он не задекларировал имущества на общую сумму почти 60 млн грн.

Следующий одиозный "экоинспектор" – Игорь Яковлев. Он возглавлял ГЭИ с 2017-го по август 2019-го. Именно при его руководстве наконец была принята концепция реформирования, согласно которой Госэкоинспекцию решили ликвидировать и создать новый орган. Сам Яковлев уверял, что реформа должна устранить давление на предпринимателей и улучшить материальное обеспечение инспекторов, чтобы не побуждать их к коррупционным действиям.

Тем не менее, не забывал Яковлев и о собственных интересах. Правоохранители подозревали его и руководство государственной компании "Укргаздобыча" в хищении средств, выделявшихся на утилизацию отходов бурения. Сумма ущерба примерно 15 млн грн (по данным СМИ).

После Яковлева в 2019-м главой ГЭИ на несколько месяцев назначали Юрия Сергиенко, который мало чем запомнился. А впоследствии Госэкоинспекцию возглавил Виктор Концурак. Эта фамилия стала хорошо известна еще при каденции одиозного министра экологии Николая Злочевского. В 2011 году Канцурак входил в состав тендерного комитета Министерства экологии при закупке спутниковых снимков территории Украины у австрийской фирмы Austroplan Austrian Engineering GMBH на сумму 49,38 миллиона гривен. При том, что тогда на торги подавала заявку Харьковская национальная академия городского хозяйства, которая предлагала эти фото за 250 тысяч гривен.

В 2016-м, несмотря на сомнительные дела и связи, Канцурак получил должность заместителя Министра экологии. Но после огласки его быстро уволили. 29 августа 2019 года НАБУ и САП сообщили Канцураку о подозрении во внесении недостоверных сведений в е-декларации за 2015-2016 гг. В частности, он не задекларировал факт пользования жилым домом (556,4 кв м) и земельным участком (0,1607 га). Это подозрение не помешало ему уже в октябре 2019 года возглавить Госэкоинспекцию. К счастью, всего на месяц. За это время к реформе ГЭИ Канцурак, судя по всему, не приобщился.

С конца 2019-го до весны 2020-го ГЭИ возглавлял Егор Фирсов. Пожалуй, единственный глава этого органа, не имеющий подозрений в коррупции. Правда, назначили его почему-то без прохождения определенной законодательством процедуры конкурса на занятие вакантной должности государственной службы, что вызывает некоторые вопросы. Как отчитался сам Фирсов, при его руководстве обновили 85% руководящего состава ГЭИ в регионах, а также внесли ряд предложений поправок в законодательство. Но сама реформа экоинспекции не особо продвигалась.

Вернемся наконец и к Андрею Малеваному. На период его руководства пришелся основной шаг в реформировании ГЭИ. В июле этого года парламент принял в первом чтении законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле", который должен фактически ликвидировать Государственную экологическую инспекцию и создать новый орган с более широкими полномочиями. Правда, когда законопроект дойдет до второго чтения и заработает реформа – до сих пор неизвестно.

Сам же Малеваный, кроме вероятного подозрения за "Киевзеленстрой", получал упреки в злоупотреблениях и во время пребывания в должности. Ранее ЭкоПолитика уже сообщала, что глава ОО "Экологический патруль" Татьяна Лампика в видеообращении на своей странице в Facebook заявила, будто Малеваный за взятки назначал региональных начальников экоинспекции в обход конкурса.

После него ГЭИ возглавил Дмитрий Заруба, репутация которого тоже не идеальна. До 2014 года он руководил Национальным музеем народной архитектуры и быта Украины "Пирогово". Сотрудники музея сетовали, что после его прихода комплекс начал превращаться в зону отдыха с шашлыками и блинами. В продвижении реформы ГЭИ, правда, он пока не отличился. На посту он пробыл недолго — 2 декабря его сменил на посту Игорь Зубович.

Игорь Зубович находится на государственной службе с 2009 года. Работал на руководящих должностях в Киевской облгосадминистрации, в Главном управлении Госкомзема в Киевской области, в Главном управлении Госземагентства в Киевской области, в Государственной экологической инспекции, в Государственной экологической инспекции в Херсонской области.

В сентябре 2021 года он был назначен начальником Государственной экологической инспекции Юго-Западного округа (Николаевская и Одесская области).

Государственная экологическая инспекция завоевала сомнительный имидж не просто так. Коррупционная составляющая в ее работе уже ни у кого не вызывает возражений. Но, к сожалению, смотря на некоторых ее руководителей, создается впечатление, что их назначали не бороться с коррупцией и реформировать ГЭИ, а усилить старую систему. Вероятно, именно поэтому реформа продвигалась так медленно.

Читайте также
ЕС ждет от Украины в 2024 году принятия нового законопроекта об экоконтроле
ЕС ждет от Украины в 2024 году принятия нового законопроекта об экоконтроле

Защита окружающей среды – это одна из основных функций государства

Стратегия реформирования экологического контроля: заработает ли в Украине европейская модель государственного надзора
Стратегия реформирования экологического контроля: заработает ли в Украине европейская модель государственного надзора

Минокружение объявило приоритетом на 2024 год реформу государственного экологического контроля

В ГЭИ начали обсуждение проекта Стратегии реформирования экоконтроля
В ГЭИ начали обсуждение проекта Стратегии реформирования экоконтроля

Законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле" ожидает второго чтения с 2021 года