Восстановление Украины – это не возврат к довоенному состоянию, а полноценное развитие и интегрирование в Европейское сообщество на основе устойчивого развития и с учетом Европейского зеленого курса, что также является залогом выполнения Копенгагенских критериев вступления в ЕС.
С такой позицией выступили более 20 общественных организаций и коалиция, объединяющая ряд региональных сообществ. В частности, общественное сообщество разработало и опубликовало принципы, на которых должно базироваться восстановление Украины.
"Миссия новой зеленой политики – равновесие между интересами общественности, бизнеса и окружающей среды. Мы говорим не только об восстановлении, но и о создании устойчивого будущего для последующих поколений. Мы подчеркиваем важность экологического измерения запланированных мероприятий по восстановлению и развитию, чтобы новая Украина была комфортным, безопасным, здоровым и процветающим домом для всех украинцев и украинок", – говорится в заявлении.
Представители общественных организаций отметили, что действия, направленные на поддержание жизнедеятельности людей, например восстановление критической инфраструктуры, должны быть оперативными и быстрыми. Но для долгосрочного планирования и нового капитального строительства нужно думать не только о стоимости проектов по состоянию на сегодняшний день, но и об их долгосрочной эффективности и полной цене с видением на будущее.
1. Сквозность природоохранной и климатической политики во всех секторах. Учет положений природоохранной и климатической политики, их условий и ограничений необходимы во всех документах стратегического и программного характера во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях. Приоритеты Европейского зеленого курса (ЕЗК), в частности модернизация и декарбонизация экономики, чистое промышленное производство, сохранение биоразнообразия и переход на стали сельскохозяйственные практики, должны стать главными задачами послевоенного восстановления Украины.
2. Восстановление должно служить потребностям украинцев и способствовать устойчивому развитию Украины. Инвестиционная политика и привлечение финансирования для восстановления экономики должны согласовываться с целями устойчивого развития и быть в первую очередь направлены на развитие производственных цепей с высокой прибавочной стоимостью, а не на ресурсно-экспортную экономику.
3. Развитие зеленой экономики. Зеленая экономика должна быть низкоуглеродистой и энергосберегающей, природоориентированной, иметь эффективное и чистое производство, сбалансированное потребление и основываться на таких принципах: общая ответственность, инновационность, сотрудничество, солидарность, гибкость и взаимозависимость. Развитие должно быть сфокусировано на расширении возможностей и выбора национальной экономики, с использованием целевой и соответствующей фискальной политики. Чтобы быть устойчивым и зеленым, экономическое развитие должно подчиняться климатическим целям, природоохранной политике и политике социальной защиты. Оно должно направляться и поддерживаться профессиональными и независимыми регуляторными органами, призванными охранять правовые устои, в частности экологическую и социальную составляющие.
4. Экологические стандарты на всех уровнях. Экологические стандарты мониторинга и качества, в отличие от нормирования допустимого воздействия на компоненты окружающей среды, должны определять методы наблюдения и соответствующие требования к качеству почв, воздуха, воды и окружающей среды. Конечной целью является обеспечение безопасного и желаемого состояния окружающей среды. Восстановление инфраструктуры и предприятий одновременно должно основываться на применении лучших доступных технологий и методов управления.
5. Соблюдение европейских экологических инструментов планирования в развитии Украины. Основа восстановления – соблюдение экологического законодательства, в частности, по стратегической экологической оценке (СЭО) планов и программ и оценке влияния на окружающую среду (ОВД) планируемой деятельности для учета экологических приоритетов при планировании развития и восстановления в Украине. Недопустимо ослабление или даже временная отмена действия природоохранного законодательства в условиях военного времени или послевоенного восстановления.
6. Роль местного самоуправления, прозрачность, привлечение общественности и громад в принятии решений. Разработка важных документов, таких как стратегии или планы послевоенного восстановления, должны проводиться при активном участии и привлечении всех заинтересованных сторон, в частности местного самоуправления и организаций гражданского общества. Решения, стратегии и планы действий должны приниматься по принципу субсидиарности ("снизу вверх"), внося вклад в дальнейшее развитие успешной реформы децентрализации. Местное самоуправление должно быть лидером в своих громадах и иметь ощущение собственности на процессы восстановления в громадах. Наработки общественности, инициативы и аналитика должны рассматриваться и учитываться при принятии решений.
7. Эффективное функционирование и использование целевых/донорских фондов для послевоенного восстановления и развития зеленой экономики. Учитывая множественность намерений предоставить Украине финансовую и техническую помощь для восстановления, такие фонды должны работать скоординированно и на основе эффективного и прозрачного администрирования их деятельности с учетом лучшего мирового опыта, а также сопровождать свою работу деятельностью по повышению способности всех заинтересованных сторон к зеленому восстановлению и развитию на национальном и локальном уровнях. Использование донорских средств должно быть открыто и публично с широким привлечением всех заинтересованных сторон.
Как писала ЭкоПолитика ранее, премьер-министр Украины Денис Шмигаль заявил, что в послевоенный период Украина и дальше будет соблюдать призыв Европейского Союза по реализации Европейского зеленого курса.
Напомним также, что народный депутат Леся Василенко рассказала о влиянии послевоенного восстановления Украины на Green Deal.