Декларируя небывалые климатические амбиции во Втором Национально определенном взносе Украина автоматически взяла на себя почти невыполнимую задачу. Снижение выбросов парниковых газов на 65% к 2030 году потребует значительных финансовых и организационных ресурсов. В частности, в НВВ2 предусматривается увеличение производства возобновляемых источников энергии солнца и ветра с доведением их доли до 30% в электроэнергетике (сейчас около 5%).
ЭкоПолитика решила опросить украинских и европейских экспертов, чтобы понять удастся ли "зеленой" энергетике сделать небывалый рывок, который для нее предусмотрели чиновники в НВВ2.
Предыстория вопроса
В апреле Министерство окружающей среды и природных ресурсов вынесло на общественное обсуждение проект Второго Национального определенного вклада в Парижское климатическое соглашение (НВВ2). В свое время Украина стала одной из первых европейских стран, ратифицировавших его.
Согласно сценарию НВВ2, к 2030 году Украина должна на национальном уровне сократить выбросы CO2 на 65% к 2030 году. Наибольший вклад в сокращение должен сделать сектор энергетики и теплоснабжения (71% всего сокращения).
Преусматривается увеличение производства возобновляемых источников энергии солнца и ветра с доведением их доли до 30% в электроэнергетике, а также активное развитие новой высокоэффективной и высокоманевренной газовой генерации и аккумулирующих мощностей; сокращение угольных ТЭС и поэтапное закрытие угольных шахт должно происходить в комплексе с программами трансформации угольных регионов.
На счет теплоснабжения, то здесь планируется увеличение объемов производства тепла с использованием биотоплива на 30% и модернизация систем центрального отопления. В общем НВВ2 прогнозирует более 20 млрд евро инвестиций в возобновляемые источники энергии. Но почему так радикально?
Парижское соглашение — это документ, который был подписан почти 190 странами. Основная его цель — ограничить рост средней глобальной температуры менее чем на 2 C (позже сокращение до 1,5 C). Но этот пункт не накладывал строгого обязательства по сокращению выбросов СО2 отдельными странами. И это должно было быть сделано в качестве NDC (nationally determined contribution — взносы, определенные на национальном уровне).
Но впоследствии все основные положения стали частями европейской климатической идеологии — Green Deal и нормами европейского законодательства.
"Что касается украинского НВВ2, понимаю ваше желание двигаться в сторону Европейского Союза, но, к сожалению, реализация этой программы может пройти по драматическому сценарию. По моему мнению, планы по сокращению выбросов не должны быть настолько передовыми и глубокими. Сокращение выбросов CO2 на 65% (уровень 1990 г.) до 2030 г. — это даже больше, чем определено для Польши. Хотя в абсолютных объемах выбросов гораздо меньше — в связи с тем, что в целом меньшая эмиссия украинской энергетики с учетом более чем 50% доли атомной энергетики", — прокомментировал профессор, доктор технических наук, президент группы компаний Transition Technologies Конрад Швирски (Польша).
Напомним, в Польше цель — сокращение выбросов СО2 на уровне 55% к 2030 году (по сравнению с 1990 годом).
"Стоимость всей польской трансформации по этой программе кажется довольно большой, а расчеты отличаются — речь идет, как минимум о 100 млрд евро до 2030-го, а вся трансформация оценивается в 400 млрд евро", — добавил он.
Почему же наши цели стали более амбициозными, чем польские? Очевидно, что Украина пыталась в своем национальном взносе учесть все будущие жесткие решения европейских институтов по климатическим нормам и бежать наперегонки, осознавая то, что в Европейской зоне будет введен СВАМ (налог на углеродный след). И таким образом украинская продукция станет неконкурентоспособной. Это, так сказать, наш ответ, как не остаться на обочине европейских рынков.
Источник: shutterstock
Как достичь желаемого энергомикса?
Одно и из самых болезненных вопросов НВВ2 — это достижение 30% энергии из ВИЭ до 2030 года. По мнению партнера юридической компании Dentos Максим Сысоева, если в Украине не запустятся "зеленые" аукционы и не решится вопрос с задолженностью в области, то о такой амбициозной цели можно забыть.
С долгами все понятно, а точнее совсем ничего непонятно, идут протокольные поручения в Кабминe — разобраться с миллиардными долгами в отрасли, даже что-то выплачивают, а вот будущего happy end в этом вопросе что-то не видно.
По многострадальным аукционам — Министерство энергетики представило квоты и график проведения аукциона на 2021 год. К примеру, первый аукцион для ветровых проектов должна состояться уже в июне. Но проблема в том, что во-первых, до сих пор непонятно состоятся ли вообще эти аукционы, правительство поставило этот вопрос на паузу и, во-вторых, представленные Минэнерго квоты на ветроэнергетику откровенно мизерные — например, на весь 2021 год анонсировано лишь 150 МВт.
Сейчас ситуация в Украине очень похожа на то, что происходит в Польше. В новой Энергетической политике Польши 2040, а это официальный правительственный документ о будущем энергетического сектора, предусмотренные быстрые изменения в Energy mix — 32% ВИЭ в 2030-м и снижение доли угольной генерации до 37% в 2030-м и 11% в 2040-м.
"Я могу констатировать, Польша находится в чрезвычайно сложной ситуации, когда ей приходится выполнять цели ЕС, а это почти невыполнимая миссия для страны, имеющей такую большую долю угольной генерации", — отметил Швирски.
И давайте не забывать о социальном аспекте — увеличение втрое электроэнергии из ВИЭ приведет к поднятию цен на электроэнергию, как прогнозируют эксперты — до 75%. Кто покроет это увеличение? Население, государство или может оператор системы передач снова будет брать кредиты в банках?
Новая высокоэффективная и высокоманевренная газовая генерация и аккумулирующие мощности
Согласно отчету НЭК "Укрэнерго", энергосистема требует внедрения как минимум 2 ГВт высокоманевренных мощностей, способных не менее четырех раз в сутки обеспечить пуск и остановку, с диапазоном регулирования не ниже 80% от установленной мощности.
В Украине было представлено масштабное исследование сценариев развития энергосистемы до 2050 года от Wärtsilä. Компания осуществила моделирование с помощью высокоточного инструмента PLEXOS, определив оптимальный, то есть самый дешевый из всех возможных вариантов, состав мощностей для каждого из 30 последующих лет.
Из-за удешевления технологий ВИЭ уже до конца этого десятилетия ожидается начало стремительного наращивания мощности ветровой и солнечной генерации в масштабах, которых мы еще не видели. Для балансировки энергосистемы будет необходимо построить 17,7 ГВт высокоманевренной генерации (газопоршневых станций) и 18,3 ГВт систем накопления энергии. Такая комбинация является наиболее оправданной с экономической и технической точек зрения, то есть она обеспечит устойчивость энергосистемы с наименьшей стоимостью для потребителей.
А что на практике? Сейчас мы переговоры "Укрэнерго" на счет открытия нескольких СНЭ, также частная компания ДТЭК проводит пусконаладочные работы на СНЭ аж на 1 МВт, активно проявляет себя МХП, декларируя поэтапный пуск СНЭ на 20 МВт. Ну, и пока все. О масштабных проектах на ГВт мощностей по газопоршневым станциям вообще не слышно.
"На счет масштабных инвестиций в новую высокоманевренную и экологическую генерацию, то пока Украина не построит эффективный рынок электрической энергии и вспомогательных услуг, об этом говорить даже нет смысла. А на это еще уйдут годы, учитывая тот опыт, который мы уже имеем. А потом — еще года на сложный инвестиционный процесс, который даст свои первые плоды как раз ближе к 2030 году. И это будут еще первые плоды, а не радикальное уменьшение выбросов СО2", — объясняет вице-президент Energy Club Валерий Безус.
Источник: shutterstock
Через два года Украина должна синхронизировать свою систему с ENTSO-E, но с этим могут возникнуть проблемы.
"Также нужно стимулировать развитие новой высокоэффективной и высокоманевреннjq газовой генерации и аккумулирующих мощностей. Если не будет этого развития, нам не хватит СНЭ и маневрирующих мощностей для синхронизации с ENTSO-E. И следует помнить, что при работе в изолированном режиме возникнут значительные проблемы", — предупреждает Сысоев.
Закрытие шахт и трансформация угольных регионов
Эксперты предупреждают, что на этом пути Украина столкнется с сопротивлением профсоюзов и самих шахтеров, которые потеряют работу.
"Сегодня угольная генерация — это сложнейший социально-экономический, и политический механизм. Изменение и перенастройки такого механизма требует колоссальных ресурсов всех типов", — отметил Безус.
Источник: shutterstock
Надо обратить внимание, что хоть что-то Украина в этом направлении уже делает — создаются пилотные проекты трансформации угольных городов. В прошлом году Украина при поддержке правительства Германии рассматривала трансформацию двух регионов — западного (шахта "Великамостивська" в городе Червоноград) и шахта "5/6" на востоке — город Мирноград. Однако, по информации бывшего главы Минэнергетики Ольги Буславец, в Украине сейчас существует 65 шахтерских моногородов. Поэтому этот путь будет трудным.
Теплоснабжение
Увеличение производства тепла на биотопливе требует радикальных изменений в этом секторе. По мнению Сысоева, нужно запускать биотопливную биржу и понять хватит ли этого биотоплива в стране.
По первому — соответствующий законопроект разработан. Он учитывает опыт Литвы, но документ пока еще не покинул стены Министерства энергетики.
"В этом секторе существует две проблемы. Первая — это необходимость комплексной реконструкции и модернизации системы теплоснабжения городов Украины и вторая — комплексная модернизация многоквартирного жилья", — считает Безус.
По мнению эксперта, о комплексной модернизации теплоснабжения годами ведутся только разговоры, но реальной национальной программы действий, обеспеченной адекватными ресурсами на сегодня не существует. Вопрос переведен в плоскость ответственности муниципалитетов через процесс децентрализации, но он настолько масштабный, что без действенной и ресурсообеспеченной стратегии на национальном уровне его принципиально не сдвинуть с мертвой точки.
А вот вопрос комплексной термомодернизации зданий как жилых, так и нежилых, еще более сложный, чем вопрос модернизации системы теплоснабжения. Первые шаги, сделанные в направлении масштабной энергомодернизации многоквартирного жилья, по мнению эксперта, в виде правительственной программы "теплых кредитов" и создание государственного Фонда энергоэффективности, до сих пор не принесли существенных результатов.
"Более того, первоначальные прогнозы и планы динамики термо модернизации уже скорректированы в меньшую сторону, и даже по оптимистическим прогнозам не превышают 1% общей площади в год", — считает вице-президент Energy Club.
К сожалению, еще хуже ситуация в нежилых зданиях. Несмотря на принятие законопроекта "Об энергетической эффективности зданий", его реальная имплементация растягивается через комплекс проблем регулирования градостроительной деятельности в Украине. Надо добавить — это касается b нового строительства и реконструкции с привлечением бюджетных средств.
Источник: shutterstock
Что делать дальше?
В целом эксперты считают, что Украину ждет колоссальный объем работ, необходимый для выполнения НВВ2. За всю историю Украины еще нет прецедентов и реального опыта их проведения — как на уровне обеспечения финансовыми ресурсами, так и организационными.
Но у Украины нет другого выбора, как делать шаги в направлении хотя бы к частичной адаптации европейских климатических целей и прокладывать потенциальный путь к будущей ассоциации с ЕС.
Итак, мы должны закрывать шахты, строить "зеленые" электростанции и новые високоманевренные балансировочные мощности, постоянно ища деньги, опытных специалистов и вводя новые технологии. Но, если не сможем реализовать НВВ2 в полном объеме, более реальный сценарий — придется его адаптировать частично.