Драматический сценарий для "зеленой" энергетики в НВВ2: какие преимущества и подводные камни? shutterstock

Драматический сценарий для "зеленой" энергетики в НВВ2: какие преимущества и подводные камни?

Аркадий Поляк

Почему украинские цели по выбросам стали гораздо более амбициозными, чем европейские?

Декларируя небывалые климатические амбиции во Втором Национально определенном взносе Украина автоматически взяла на себя почти невыполнимую задачу. Снижение выбросов парниковых газов на 65% к 2030 году потребует значительных финансовых и организационных ресурсов. В частности, в НВВ2 предусматривается увеличение производства возобновляемых источников энергии солнца и ветра с доведением их доли до 30% в электроэнергетике (сейчас около 5%).

ЭкоПолитика решила опросить украинских и европейских экспертов, чтобы понять удастся ли "зеленой" энергетике сделать небывалый рывок, который для нее предусмотрели чиновники в НВВ2.

Предыстория вопроса

В апреле Министерство окружающей среды и природных ресурсов вынесло на общественное обсуждение проект Второго Национального определенного вклада в Парижское климатическое соглашение (НВВ2). В свое время Украина стала одной из первых европейских стран, ратифицировавших его.

Согласно сценарию НВВ2, к 2030 году Украина должна на национальном уровне сократить выбросы CO2 на 65% к 2030 году. Наибольший вклад в сокращение должен сделать сектор энергетики и теплоснабжения (71% всего сокращения).

Преусматривается увеличение производства возобновляемых источников энергии солнца и ветра с доведением их доли до 30% в электроэнергетике, а также активное развитие новой высокоэффективной и высокоманевренной газовой генерации и аккумулирующих мощностей; сокращение угольных ТЭС и поэтапное закрытие угольных шахт должно происходить в комплексе с программами трансформации угольных регионов.

На счет теплоснабжения, то здесь планируется увеличение объемов производства тепла с использованием биотоплива на 30% и модернизация систем центрального отопления. В общем НВВ2 прогнозирует более 20 млрд евро инвестиций в возобновляемые источники энергии. Но почему так радикально?

Парижское соглашение — это документ, который был подписан почти 190 странами. Основная его цель — ограничить рост средней глобальной температуры менее чем на 2 C (позже сокращение до 1,5 C). Но этот пункт не накладывал строгого обязательства по сокращению выбросов СО2 отдельными странами. И это должно было быть сделано в качестве NDC (nationally determined contribution — взносы, определенные на национальном уровне).

Но впоследствии все основные положения стали частями европейской климатической идеологии — Green Deal и нормами европейского законодательства.

"Что касается украинского НВВ2, понимаю ваше желание двигаться в сторону Европейского Союза, но, к сожалению, реализация этой программы может пройти по драматическому сценарию. По моему мнению, планы по сокращению выбросов не должны быть настолько передовыми и глубокими. Сокращение выбросов CO2 на 65% (уровень 1990 г.) до 2030 г. — это даже больше, чем определено для Польши. Хотя в абсолютных объемах выбросов гораздо меньше — в связи с тем, что в целом меньшая эмиссия украинской энергетики с учетом более чем 50% доли атомной энергетики", — прокомментировал профессор, доктор технических наук, президент группы компаний Transition Technologies Конрад Швирски (Польша).

Напомним, в Польше цель — сокращение выбросов СО2 на уровне 55% к 2030 году (по сравнению с 1990 годом).

"Стоимость всей польской трансформации по этой программе кажется довольно большой, а расчеты отличаются — речь идет, как минимум о 100 млрд евро до 2030-го, а вся трансформация оценивается в 400 млрд евро", — добавил он.

Почему же наши цели стали более амбициозными, чем польские? Очевидно, что Украина пыталась в своем национальном взносе учесть все будущие жесткие решения европейских институтов по климатическим нормам и бежать наперегонки, осознавая то, что в Европейской зоне будет введен СВАМ (налог на углеродный след). И таким образом украинская продукция станет неконкурентоспособной. Это, так сказать, наш ответ, как не остаться на обочине европейских рынков.

shutterstock.com

Источник: shutterstock

Как достичь желаемого энергомикса?

Одно и из самых болезненных вопросов НВВ2 — это достижение 30% энергии из ВИЭ до 2030 года. По мнению партнера юридической компании Dentos Максим Сысоева, если в Украине не запустятся "зеленые" аукционы и не решится вопрос с задолженностью в области, то о такой амбициозной цели можно забыть.

С долгами все понятно, а точнее совсем ничего непонятно, идут протокольные поручения в Кабминe — разобраться с миллиардными долгами в отрасли, даже что-то выплачивают, а вот будущего happy end в этом вопросе что-то не видно.

По многострадальным аукционам — Министерство энергетики представило квоты и график проведения аукциона на 2021 год. К примеру, первый аукцион для ветровых проектов должна состояться уже в июне. Но проблема в том, что во-первых, до сих пор непонятно состоятся ли вообще эти аукционы, правительство поставило этот вопрос на паузу и, во-вторых, представленные Минэнерго квоты на ветроэнергетику откровенно мизерные — например, на весь 2021 год анонсировано лишь 150 МВт.

Сейчас ситуация в Украине очень похожа на то, что происходит в Польше. В новой Энергетической политике Польши 2040, а это официальный правительственный документ о будущем энергетического сектора, предусмотренные быстрые изменения в Energy mix — 32% ВИЭ в 2030-м и снижение доли угольной генерации до 37% в 2030-м и 11% в 2040-м.

"Я могу констатировать, Польша находится в чрезвычайно сложной ситуации, когда ей приходится выполнять цели ЕС, а это почти невыполнимая миссия для страны, имеющей такую ​​большую долю угольной генерации", — отметил Швирски.

И давайте не забывать о социальном аспекте — увеличение втрое электроэнергии из ВИЭ приведет к поднятию цен на электроэнергию, как прогнозируют эксперты — до 75%. Кто покроет это увеличение? Население, государство или может оператор системы передач снова будет брать кредиты в банках?

Новая высокоэффективная и высокоманевренная газовая генерация и аккумулирующие мощности

Согласно отчету НЭК "Укрэнерго", энергосистема требует внедрения как минимум 2 ГВт высокоманевренных мощностей, способных не менее четырех раз в сутки обеспечить пуск и остановку, с диапазоном регулирования не ниже 80% от установленной мощности.

В Украине было представлено масштабное исследование сценариев развития энергосистемы до 2050 года от Wärtsilä. Компания осуществила моделирование с помощью высокоточного инструмента PLEXOS, определив оптимальный, то есть самый дешевый из всех возможных вариантов, состав мощностей для каждого из 30 последующих лет.

Из-за удешевления технологий ВИЭ уже до конца этого десятилетия ожидается начало стремительного наращивания мощности ветровой и солнечной генерации в масштабах, которых мы еще не видели. Для балансировки энергосистемы будет необходимо построить 17,7 ГВт высокоманевренной генерации (газопоршневых станций) и 18,3 ГВт систем накопления энергии. Такая комбинация является наиболее оправданной с экономической и технической точек зрения, то есть она обеспечит устойчивость энергосистемы с наименьшей стоимостью для потребителей.

А что на практике? Сейчас мы переговоры "Укрэнерго" на счет открытия нескольких СНЭ, также частная компания ДТЭК проводит пусконаладочные работы на СНЭ аж на 1 МВт, активно проявляет себя МХП, декларируя поэтапный пуск СНЭ на 20 МВт. Ну, и пока все. О масштабных проектах на ГВт мощностей по газопоршневым станциям вообще не слышно.

"На счет масштабных инвестиций в новую высокоманевренную и экологическую генерацию, то пока Украина не построит эффективный рынок электрической энергии и вспомогательных услуг, об этом говорить даже нет смысла. А на это еще уйдут годы, учитывая тот опыт, который мы уже имеем. А потом — еще года на сложный инвестиционный процесс, который даст свои первые плоды как раз ближе к 2030 году. И это будут еще первые плоды, а не радикальное уменьшение выбросов СО2", — объясняет вице-президент Energy Club Валерий Безус.

shutterstock

Источник: shutterstock

Через два года Украина должна синхронизировать свою систему с ENTSO-E, но с этим могут возникнуть проблемы.

"Также нужно стимулировать развитие новой высокоэффективной и высокоманевреннjq газовой генерации и аккумулирующих мощностей. Если не будет этого развития, нам не хватит СНЭ и маневрирующих мощностей для синхронизации с ENTSO-E. И следует помнить, что при работе в изолированном режиме возникнут значительные проблемы", — предупреждает Сысоев.

Закрытие шахт и трансформация угольных регионов

Эксперты предупреждают, что на этом пути Украина столкнется с сопротивлением профсоюзов и самих шахтеров, которые потеряют работу.

"Сегодня угольная генерация — это сложнейший социально-экономический, и политический механизм. Изменение и перенастройки такого механизма требует колоссальных ресурсов всех типов", — отметил Безус.

shutterstock

Источник: shutterstock

Надо обратить внимание, что хоть что-то Украина в этом направлении уже делает — создаются пилотные проекты трансформации угольных городов. В прошлом году Украина при поддержке правительства Германии рассматривала трансформацию двух регионов — западного (шахта "Великамостивська" в городе Червоноград) и шахта "5/6" на востоке — город Мирноград. Однако, по информации бывшего главы Минэнергетики Ольги Буславец, в Украине сейчас существует 65 шахтерских моногородов. Поэтому этот путь будет трудным.

Теплоснабжение

Увеличение производства тепла на биотопливе требует радикальных изменений в этом секторе. По мнению Сысоева, нужно запускать биотопливную биржу и понять хватит ли этого биотоплива в стране.

По первому — соответствующий законопроект разработан. Он учитывает опыт Литвы, но документ пока еще не покинул стены Министерства энергетики.

"В этом секторе существует две проблемы. Первая — это необходимость комплексной реконструкции и модернизации системы теплоснабжения городов Украины и вторая — комплексная модернизация многоквартирного жилья", — считает Безус.

По мнению эксперта, о комплексной модернизации теплоснабжения годами ведутся только разговоры, но реальной национальной программы действий, обеспеченной адекватными ресурсами на сегодня не существует. Вопрос переведен в плоскость ответственности муниципалитетов через процесс децентрализации, но он настолько масштабный, что без действенной и ресурсообеспеченной стратегии на национальном уровне его принципиально не сдвинуть с мертвой точки.

А вот вопрос комплексной термомодернизации зданий как жилых, так и нежилых, еще более сложный, чем вопрос модернизации системы теплоснабжения. Первые шаги, сделанные в направлении масштабной энергомодернизации многоквартирного жилья, по мнению эксперта, в виде правительственной программы "теплых кредитов" и создание государственного Фонда энергоэффективности, до сих пор не принесли существенных результатов.

"Более того, первоначальные прогнозы и планы динамики термо модернизации уже скорректированы в меньшую сторону, и даже по оптимистическим прогнозам не превышают 1% общей площади в год", — считает вице-президент Energy Club.

К сожалению, еще хуже ситуация в нежилых зданиях. Несмотря на принятие законопроекта "Об энергетической эффективности зданий", его реальная имплементация растягивается через комплекс проблем регулирования градостроительной деятельности в Украине. Надо добавить — это касается b нового строительства и реконструкции с привлечением бюджетных средств.

shutterstock

Источник: shutterstock

Что делать дальше?

В целом эксперты считают, что Украину ждет колоссальный объем работ, необходимый для выполнения НВВ2. За всю историю Украины еще нет прецедентов и реального опыта их проведения — как на уровне обеспечения финансовыми ресурсами, так и организационными.

Но у Украины нет другого выбора, как делать шаги в направлении хотя бы к частичной адаптации европейских климатических целей и прокладывать потенциальный путь к будущей ассоциации с ЕС.

Итак, мы должны закрывать шахты, строить "зеленые" электростанции и новые високоманевренные балансировочные мощности, постоянно ища деньги, опытных специалистов и вводя новые технологии. Но, если не сможем реализовать НВВ2 в полном объеме, более реальный сценарий — придется его адаптировать частично.

Читайте также
Украина обсудила пути внедрения и финансирования НОВ3
Украина обсудила пути внедрения и финансирования НОВ3

Разработка второго Национально определенного вклада нашей страны все еще продолжается

В Украине разработали план для обновленного Национально определенного вклада
В Украине разработали план для обновленного Национально определенного вклада

Украина должна внести свой вклад в глобальную борьбу с изменением климата

Экокомитет Верховной Рады подвел экологические итоги года
Экокомитет Верховной Рады подвел экологические итоги года

В ходе обсуждения акцентировали внимание на вопросах климатической политики и декарбонизации экономики

Стало известно, когда Минэкологии разработает план имплементации НВВ2
Стало известно, когда Минэкологии разработает план имплементации НВВ2

Украина должна сократить выбросы парниковых газов на 65% от уровня 1990 года по 2030 год