Чего ждут эксперты и бизнес от экологической политики Украины в 2022 году?

Чего ждут эксперты и бизнес от экологической политики Украины в 2022 году?

Елена Бережнюк

Среди ключевых направлений, которые подчеркивают стейкхолдеры: изменения в закон "Об охране окружающей природной среды", реформа системы экоконтроля, управление отходами, СВАМ и "Изумрудная сеть"

2021-й фактически стал провальным в части реформирования сферы охраны окружающей среды. В первом чтении был принят законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле", но до второго – так и не дошел. Не увидел второго чтения и законопроект №2207-1Д "Об управлении отходами". Не провели и ряд других важных реформ.

Мы в ЭкоПолитике решили выяснить более подробно, какие главные ожидания стейкхолдеров от работы органов власти в части экологической политики на 2022 год.

Комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования

Президент Профессиональной ассоциации экологов Украины Людмила Цыганок выделяет, в первую очередь, изменения в ЗУ "Об охране окружающей природной среды", в частности, речь идет об экологической безопасности на субъектах хозяйствования.

"Изменения в этот закон позволят системно начать реформы, вкладывать средства в повышение уровня знаний, выпускать специалистов, которые будут востребованы на рынке со стороны хозяйствующих субъектов. Текст документа готов, проговорен всеми сторонами. Это объединяющая вещь, вокруг которой дискуссий не возникает", – утверждает она.

Также эксперт выделила и реформу экологического налога. По ее словам, от увеличения ставок окружающая среда не выиграет. Налоги обязаны носить целевой характер.

По мнению президента ВОО "Живая планета" Светланы Берзиной, в 2022-м все ожидают от экокомитета Верховной Рады завершения работы над основными реформами в сфере системы государственного экологического контроля, предотвращения промышленного загрязнения, управления отходами и усовершенствования законодательства в сфере оценки влияния на окружающую среду.

По словам координатора Комитета по экологии и устойчивому развитию Европейской Бизнес Ассоциации Ольги Бойко , они со своей стороны от ВР также ожидают принятия законопроекта №2207-1-д об управлении отходами, но с учетом особого статуса для металлолома и стимулов для использования промышленных отходов в качестве сырья. Кроме этого ожидают и принятия законопроекта №4187-д о стимулировании развития отрасли недропользования, а также сотрудничестве в направлении реализации реформы контроля промышленного загрязнения и защиты биоразнообразия на территориях Изумрудной сети.

Цыганок суммирует:

"В целом очень важно, чтобы разработанные сейчас комитетом проекты законодательных документов не выглядели как имитация, а имели под собой механизмы реализации, источники финансирования и продолжения".

Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов

Этот орган – ключевой в формировании государственной экологической политики. На Министерство возлагают как работу над ключевыми реформами в синергии с экокомитетом, так и внедрение уже разработанных инициатив.

"Ожидаем реализации основных принципов, которые уже приняты в части климатической политики, внедрения системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. – рассказывает Берзина. – Это будет стимулировать бизнес внедрять технологии, которые будут предотвращать выбросы или их уменьшать. В части реализации законодательства – ожидаем мониторинга и верификации парниковых газов".

Также в сотрудничестве с другими министерствами от Минприроды ждут работы по внедрению системы циркулярной экономики и созданию стимулирующих мер для бизнеса, которые будут помогать в "зеленом" переходе.

Бойко же добавляет, что они ожидают именно от Минприроды разработки законопроекта относительно целевого использования поступлений эконалога за выбросы СО2:

"Согласно обновленному Налоговому Кодексу, ставки налога с 1 января составляют 30 грн за 1 тонну и должны быть использованы в размере не менее 70% на мероприятия по декарбонизации предприятий в некоторых отраслях экономики. Кроме этого, мы также ожидаем дорожную карту и финансовые механизмы реализации Национально определенного взноса, в рамках которого мы обязались сократить свои выбросы СО2 на 65% к 2030 году".

Офис Вицепремьера по европейской и евроатлантической интеграции

Что касается вице-премьера, то здесь ключевая работа, по мнению экспертов, должна быть сосредоточена на защите интересов украинских импортеров продукции в ЕС в отраслях, которые подпадают под действие нового регулирования СВАМ.

"Хотя эта система еще окончательно не представлена, Украине как стороне, которая поддержала европейский зеленый курс, очень важно на дипломатическом уровне выстраивать диалог с Еврокомиссией в отношении СВАМ, настолько это будет затрагивать наши торговые отношения с ЕС", – говорит Берзина.

Бойко также добавляет:

"Мы ожидаем привлечения бизнеса к консультациям по обновлению Соглашения об ассоциации с ЕС в части окружающей среды и климата. Первая и последняя консультация состоялась в начале 2021 года, с тех пор никакой информации о движении процесса не было".

Государственная экологическая инспекция

В Госэкоинспекции после старта реформирования ситуация остается достаточно сложной. Поэтому от нее эксперты ждут не столько конкретных шагов в направлении контроля, как в первую очередь завершение формирования самой структуры:

"Госкоинспекция сегодня не реформируется, а деградируется. – утверждает Берзина. – Реформа поделила ее на округа, сложилась непростая ситуация со штатным персоналом и полномочиями. Грубо говоря, старую структуру начали разбирать, но не собрали то, во что она должна перейти. ГЭИ находится в полуразвалившемся состоянии".

О важности проведения реформы государственного экологического контроля говорит и Цыганок. По ее мнению, законопроект 3091 вообще предложил ложный путь реформирования ГЭИ:

"Мы пошли по пути потери времени, дискуссий. Все специалисты сходятся на том, что реформу можно было запустить еще два года назад, внеся необходимые изменения в уже существующие законы, не создавая новых законодательных актов. Сейчас текст задискутирован, до сих пор не убраны коррупционные риски".

***

На 2022 год возлагают многие надежды в части реформирования сферы охраны окружающей среды. Не только потому, что на этот год отложили нереализованные в прошлые годы реформы, но еще и потому, что это фактически последний год до начала следующей избирательной гонки. В предвыборный период важные реформы переходят на второй план, поэтому сейчас необходимо, чтобы ключевые вопросы были проработаны в кратчайшие сроки.

Читайте также
CBAM не завдасть серйозного удару по економіці України – Green Deal Ukraine
CBAM не завдасть серйозного удару по економіці України – Green Deal Ukraine

Производство чугуна и стали сократится почти на 250 млн долларов

Босния и Герцеговина готовится запустить систему торговли выбросами перед введением CBAM
Босния и Герцеговина готовится запустить систему торговли выбросами перед введением CBAM

Эксперты считают, что углеродная пошлина станет угрозой для экономики страны

Специалисты предлагают дополнить CBAM положениями об экспорте
Специалисты предлагают дополнить CBAM положениями об экспорте

Европейские экспортеры могут оказаться в проигрышном положении после введения углеродной пошлины

CBAM: какая сейчас реакция мирового сообщества на введение углеродной пошлины
CBAM: какая сейчас реакция мирового сообщества на введение углеродной пошлины

По мнению аналитиков, механизм углеродной корректировки импорта уже продемонстрировал свой огромный потенциал для стимулирования глобального расширения углеродного ценообразования