Предполагается, что 158 лесохозяйственных предприятий объединятся в единое государственное специализированное лесохозяйственное предприятие "Леса Украины".
Одновременно состоится укрупнение региональных управлений лесного и охотничьего хозяйства Гослесагентства — вместо 24 образуется 9.
Это не просто объединение и укрупнение. Это институциональное изменение системы управления. С постсоветской на современную европейскую.
Создание мощной лесохозяйственной компании открывает возможность поддержки международных доноров, использование новых финансовых инструментов, привлечение масштабных инвестиций.
Депутаты "защитили" лесхозы или сохранили коррупцию?
Ведь до сих пор отрасль опиралась только на собственные ресурсы, которые сегодня в условиях войны очень ограничены.
Даже при старой системе за последние два года нам удалось многое сделать. Прозрачная продажа древесины и пиломатериалов на электронных площадках, диджитализация, рекордное обновление материально-технической базы, новые технологии высадки, существенное сокращение административного аппарата.
Но дальнейшее развитие требует структурных реформ. С этим согласны наши европейские партнеры и коллеги. Некоторые из них, например Латвия, осуществили реформу еще несколько десятков лет назад.
Литва провела реформу в 2018 году, и теперь литовская государственная лесная компания является самой прибыльной среди государственного сектора.
В ходе реформы в отрасли сформируются две вертикали.
Первая, хозяйствующая, вертикаль — это ГП "Леса Украины": центральный аппарат, региональные офисы, местные филиалы и лесничества, которые будут играть ключевую роль.
Единое предприятие отвечает за охрану, защиту, лесоразведение и лесовосстановление и весь комплекс других функций, включая заготовку и реализацию древесины.
Значительный список работ планируется передавать подрядчикам на конкурсной основе. Что создаст новые возможности для малого и среднего бизнеса в регионах, будет способствовать уменьшению себестоимости и повышению качества работ.
Именно так построена бизнес-модель многих государственных лесохозяйственных компаний в странах ЕС.
Вторая вертикаль — областные управления Гослесагентства, которые контролируют и координируют, как "Леса Украины" и все другие пользователи лесных и охотничьих угодий (частные, коммунальные) придерживаются государственных требований, правил, нормативов.
Областные управления предоставляют согласование на проведение заготовки, формируют задачи по противопожарным мероприятиям и отслеживают их выполнение.
То есть, управление Гослесагентства защищают интересы государства с точки зрения сохранения лесного и охотничьего фонда как национального богатства.
Обе вертикали подчинены Гослесагентству. Система управления должна оставаться целостной и управляемой, ведь во время войны отрасль имеет огромные стратегические обязанности по обеспечению армии, населения, бюджетной сферы.
Гослесагентство должно обеспечить четкое взаимодействие всех "ветвей" и одновременно выполнение стратегических задач — это миллионы кубометров "социальных" дров для жителей и бюджетной сферы и лесоматериалы для армии, заготовка которых сегодня происходит полностью за счет наших собственных ресурсов.
Кабмин определяет условием реформы сохранения рабочих мест в отрасли. Реформа на самом деле не преследует цель сокращения работников.
Часть структур ликвидируется, часть образуется. Меняется модель, увеличивается качество управления. Всем, кто хочет работать, учиться, совершенствоваться, такая возможность будет предоставлена.
Добавлю также, что полностью будут сохранены рабочие места всех наших коллег, кто в рядах ВСУ защищает Украину. Мы с нетерпением ждем их возвращения живыми и здоровыми.
Одним из аргументов против проведения реформы является якобы потеря доходов местными бюджетами. Но мы уже проходили это в прошлом году в процессе первого этапа укрупнения лесхозов.
В итоге местные громады только увеличили поступления от лесохозяйственных предприятий. Уверяю, интересы территориальных громад не пострадают и на втором этапе реформы.
Третье условие реформы — новая лесохозяйственная компания, как и лесхозы, не может быть приватизирована, передана в концессию и т.д.
Создание единой компании никак не означает появления на рынке монополиста по продаже древесины. Напротив, как я уже отмечал, для малого и среднего бизнеса в регионах открываются новые возможности.
Реализация древесины будет проводиться на открытых электронных торгах. Доступ к ресурсу сохранят и местные, и региональные переработчики, и компании национального или международного уровня.
Чего планируется добиться в результате реформы?
- Договориться с международными донорами о масштабной программе воспроизводства лесного фонда юга и востока страны, понесших катастрофические потери из-за российской агрессии.
Местные лесхозы всегда были дотационными, пока они не смогут даже подготовить документы на получение помощи иностранных фондов: реализовать такую программу способна только структура национального уровня за счет мощной международной поддержки.
- Приобщиться к международным экологическим программам и инициативам, уделять больше внимания вопросам экологии.
- Получить инвестиции в завершение технического перевооружения отрасли, особенно в части противопожарных мер. Климатические изменения становятся все более катастрофическими — рекордные пожары в Европе в этом году тому свидетельства.
- Завершить процесс диджитализации отрасли, оцифровать лесной фонд, запустить систему электронного декларирования всех процессов с древесиной и, таким образом, минимизировать рынок нелегальной древесины.
- Качественно усилить программу воспроизводства лесов: привлечь инвестиции в новые семенные центры.
- Увеличить поступление в бюджеты всех уровней путем повышения эффективности хозяйствования (новая техника, технологии, инфраструктура, снижение себестоимости в результате конкуренции среди подрядчиков).
Процесс трансформации не будет мгновенным. Государственная лесохозяйственная отрасль — огромная и консервативная структура. Но я уверен в поддержке людей, ведь реформа — это действительно шанс на развитие и сохранение нашего лесного фонда.