Фактически Проект №11355 повторяет то, что было предложено парламенту в законопроекте №6004-д "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду".

Несмотря на грубое нарушение процедуры законотворчества, требований Регламента Верховной Рады, понятийно Ассоциация PAEW (Professional Association of Environmentalists of the World) разделяет необходимость Проекта № 11355 как евроинтеграционного.

Более того, Ассоциация PAEW от имени ЗВО экологического направления, экологов предприятий, которые объединены в PAEW и длительно отстаивают институциональную способность кадрового обеспечения реформ, выражает благодарность по формированию механизма квалифицированной реализации реформы и закреплению на законодательном уровне требования о создании структурного подразделения по охране окружающей среды с целью реализации проекта №11355.

В то же время, PAEW обращает внимание на необходимость учесть военное положение в стране, систематические террористические действия и массированные обстрелы критической инфраструктуры, которые приводят к огромным инфраструктурным разрушениям и потерям производственных мощностей украинской промышленностью и общему состоянию экономики страны.

Учитывая объективные обстоятельства, вызванные войной, PAEW считает необходимым учесть следующие предложения к Проекту №11355, подготовленные Комитетом экологического права и законотворчества Ассоциации PAEW:

  1. Отсрочка сроков вступления в силу Закона об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения до прекращения или отмены военного положения, введенного Указом Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 64/2022, утвержденным Законом Украины "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 2102-ІХ.

Обоснование: частью 1 ст. 29 Проекта №11335 предусмотрено, что Закон вступает в силу через двенадцать месяцев со дня, следующего за днем ​​его опубликования, кроме вступающего в силу пункта 9 настоящей статьи со дня, следующего за днем ​​опубликования настоящего Закона.

Согласно Ukraine Facility, законопроект должен быть окончательно утвержден в третьем квартале этого года. Соответственно, обязательства, предусмотренные Проектом №11335, предусматривают выполнение предприятиями с третьего квартала 2025 года. Учитывая эти сроки и текущие реалии осуществления агрессивной войны против Украины, состояние экономики страны, указанные факторы создают высокие риски невозможности выполнения предприятиями соответствующих требований на практике.

Аналогичная позиция была высказана СНБО в письме от 30.04.2021 № 1777/14-05/2-21 относительно соответствующих сроков по ПЗУ №4167.

Учитывая наличие прямого законодательного требования осуществления хозяйственной деятельности на основании интегрированного разрешения (ч. 8 ст. 3 Проекта №11335), страна получит высокий системный риск – в период полномасштабной войны остаться без функционирующей критической инфраструктуры и промышленности.

Ввиду этого важно сроки проведения реформы промышленного загрязнения перенести на послевоенный период.

  1. Продление срока действия имеющихся разрешительных документов Оператора установки на период военного состояния и предоставление достаточного времени для приведения своей документации в соответствие с законом.

Обоснование: ч. 3 ст. 29 Проекта №11335 предусмотрено, что разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, разрешения на специальное водопользование и разрешения на осуществление операций по обработке отходов, полученные операторами установок, утрачивают силу со дня получения интегрированного разрешения, но не позднее, чем через четыре года со дня вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 29 Проекта №11335 операторы установок, осуществляющих виды деятельности, указанные в приложении к настоящему Закону, подают заявление о получении интегрированного разрешения в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона.

Учитывая требования Ukraine Facility и прогнозируемый срок принятия Проекта №11335, вступление его в силу (октябрь 2025 года) разрешительные документы утратят силу в октябре 2029 года, а Операторы установок должны подавать заявление о получении интегрированного разрешения до октября 2028 года.

Учитывая требования к содержанию заявления, предусмотренные Проектом №11335, Операторы установок обязаны совершить определенные подготовительные действия и профинансировать их в течение 2027 года.

При этом страна в состоянии войны уже третий год, никто не даст гарантий и не укажет дату прекращения войны, условия, в которых война будет прекращена и способность предприятий получать интегрированное разрешение в 2027, 2028 году.

Учитывая военное положение, состояние экономики страны, сроки применения заключений наилучших доступных технологий и методов управления, предлагается продлить срок действия разрешительных документов и обязательства Операторов установок подавать заявление о получении интегрированного разрешения не позднее чем через четыре года со дня прекращения или отмены военного положения, введенного Указом Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 64/2022, утвержденного Законом Украины "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 2102-ІХ.

  1. Исключение требования по устройству автоматизированных систем мониторинга на установках, подлежащих выведению из строя.

Обоснование: ч. 2-4 ст. 2. ст. 19 Проекта №11335 предусмотрено, что в условиях интегрированного разрешения определяются требования по установке и функционированию автоматизированного оборудования для мониторинга выбросов в порядке и случаях, предусмотренных заключениями наилучших доступных технологий и методов управления и экологическими нормативами, и требования к их содержанию.

Согласно ч. 5 ст. 29 Проекта №11335 операторы установок, которые намерены вывести установку из эксплуатации после вступления в силу настоящего Закона, прилагают к заявлению о получении интегрированного разрешения заявление об обязательствах по выводу установки из эксплуатации с указанием обоснования и оснований для определения конечного срока эксплуатации установки, который не может превышать 10 лет со дня вступления в силу настоящего Закона (ориентировочно до 2035 года).

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Проекта №11335 выводы наилучших доступных технологий и методов управления, предусмотренные статьей 31-1 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" применяются не ранее чем через четыре года со дня прекращения или отмены военного положения, введенного Указом Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 64/2022, утвержденного Законом Украины "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине" от 24 февраля 2022 года № 2102-ІХ, кроме установок, вводимых в эксплуатацию впервые, в которые заключения наилучших доступных технологий и методов управления применяются со дня вступления в силу таких заключений.

Соответственно, для Операторов со дня вступления в силу Закона 10-летний срок вывода установки из эксплуатации сокращается.

В свою очередь, установка Оператором установки АСМ на стационарные источники выбросов является достаточно капиталоемким и длительным проектом строительства/реконструкции.

Учитывая общее состояние установки, необходимость ее выведения из эксплуатации в краткосрочной перспективе как экономическая, так и экологическая целесообразность установки АСМ на такой установке отсутствует.

  1. Удаление из текста Проекта № 11335 (статья 29 ч. 8 пункт 5) нормы , предусматривающей внесение изменений в Закон Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" в части неприменения принципа молчаливого согласия в правоотношениях относительно интегрированного разрешения.

Обоснование: приведенная в статье 29 Законопроекта норма о внесении изменений в Закон Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" в части введения нормы "Выдача интегрированного разрешения, отказ в выдаче интегрированного разрешения, внесение изменений, остановка, аннулирование интегрированного разрешения осуществляются в соответствии с настоящим Законом с учетом особенностей, определенных Законом Украины "О предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения", и без применения принципа молчаливого согласия" является неприемлемым и требует исключения, учитывая, что интегрированное разрешение, согласно определению сроков, является документом разрешительного характера, так как без наличия которого субъектом хозяйствования не могут внедряться определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности.

Норма относительно "не применения принципа молчаливого согласия" в правоотношениях, возникающих в процессе выдачи разрешительным органом интегрированного разрешения, является нарушением прав субъектов хозяйствования в случае невыполнения разрешительным органом своих обязанностей по соблюдению сроков выдачи документов разрешительного характера и требует изъятия.

  1. Зачисление средств на выдачу интегрированного разрешения (внесение изменений в него) зачисляются в специальный фонд государственного бюджета.

Обоснование:  согласно ч. 6 ст. 3 Проекта №11335 за выдачу интегрированного внешнего разрешения (внесение изменений в него) взимается плата в размере 30 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, установленных законом на 1 января календарного года, в котором соответствующее заявление о получении интегрированного разрешения (внесение изменений в него) подается в разрешительный орган. Средства за выдачу интегрированного разрешения (внесение изменений в него) зачисляются в государственный бюджет.

Плата за выдачу интегрированного разрешения, как один из механизмов реализации принципа "загрязнитель платит" должна носить целевой характер и направляться на экологические проекты, стимулирование экомодернизации отраслей промышленности.

Учитывая изложенное, целесообразно предусмотреть зачисление средств за выдачу интегрированного разрешения (внесение изменений в него) зачисляются в специальный фонд государственного бюджета.