Знаете ли вы, когда война закончится?
Наступит день, когда мы выдохнем, положим оружие и начнем строить новую Украину?
Не знаете? И я не знаю. А вот депутаты – знают.
Ну, то есть они убеждены, что за 10 лет мы не просто выиграем эту войну. А и полностью отстроим всю промышленность.
16 июля 2024 года Верховная Рада приняла в целом проект Закона "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" №11355, над которым явно работали провидцы и мольфары.
Этот проект ждали все – и украинские промышленники, и европейцы, ведь он обеспечит выполнение евроинтеграционных обязательств Украины в части имплементации Директивы 2010/75/ЕС, и перехода на интегрированное разрешение и нормативы выбросов в соответствии с НДТМ (наилучшие доступные технологии).
И этот закон мог быть полностью, на 100% поддержан бизнесом и местными общинами, если бы не одно существенное НО – для экологической модернизации украинской промышленности нардепы предусмотрели гораздо меньше времени, чем есть даже у ЕС.
Речь идет прежде всего о части 5 статьи 29 нового закона. Она дает так называемое "разрешение смерти" – позволяет работать на установке без необходимости ее модернизации сроком до 10 лет, но с обязательством эту установку потом просто закрыть.
"Операторы установок, которые намерены вывести установку из эксплуатации после вступления в силу настоящего Закона, добавляют к заявлению о получении интегрированного разрешения заявление об обязательстве по выводу установки из эксплуатации с указанием обоснования и оснований для определения конечного срока эксплуатации установки, который не может превышать 10 лет со дня вступления в силу настоящего Закона", – сказано в статье.
Таким образом, целые отрасли украинской экономики, которые за 10 лет не смогут построить с нуля новое производство, отвечающее нормам ЕС, должны будут закрыться. Уже через 10 лет. И уже сейчас должны обязаться это сделать.
Еще раз: в условиях войны, абсолютной неопределенности и отсутствия какого-либо финансирования бизнесу предлагают взять обязательства за 10 лет полностью перестроить агрегаты. Или – закрыть.
При этом, кроме лозунгов и рамочных норм, законопроект вообще не имеет никакой конкретики. Неясно, где, на каких условиях и когда украинский бизнес сможет получить доступ к финансированию – например, в форме кредитования, государственной поддержки или грантов, необходимых для строительства новых мощностей. Неясно также, как вести это строительство – во время военных действий, отключений электроэнергии и ее бешеной стоимости, а также ежедневных "прилетов" на производственные площадки.
Остатки крупной промышленности – коксо-химические заводы, машиностроение, энергетика, цементная и химическая промышленность – оказались под прямым ударом тотального закрытия уже через 10 лет. При этом в экологическом комитете ВРУ, очевидно, убеждены: это сделает Украину лучше.
Для сравнения: прошло уже более 14 лет с тех пор, как начала действовать эта Директива ЕС. И в Европе до сих пор есть установки, которые получают отступления и продолжают работать по устаревшим нормативам выбросов (не НДТМ). Хотя европейские промышленники в отличие от наших всячески поддерживаются государством и получают льготное финансирование для масштабной модернизации.
Большие бизнес ассоциации неоднократно обращались в экологический комитет. Просили увеличить срок такого специального разрешения хотя бы до 15 лет. К сожалению, безрезультатно. И вместо консенсуса мы получили гвоздь в гроб остатков значительного количества крупных промышленных предприятий, десятков тысяч работников и целых династий трудовых коллективов. Кстати, большинство таких предприятий находятся на востоке и в центре Украины, на прифронтовых территориях.
Поэтому вместо того, чтобы сделать фокусом внимания и своей деятельности поддержку украинской промышленности, создание и сохранение рабочих мест в Украине, такими действиями, экологический комитет и те, кто поддержал этот законопроект при голосовании, подложили бомбу замедленного действия. И фактически поставили в неопределенность множество местных общин, для которых большая промышленность часто выступает градообразующим объектом.