В Украине такая традиция только набирает обороты. Однако уже сейчас понятно – если мы хотим жить в современном европейском государстве, мы должны изменять подход к господству частных автомобилей в городах.
22 сентября традиционно многие крупные города перекрывают свои центральные дороги, превращая их в пешеходные или велосипедные зоны. В некоторых городах идут дальше, устраивая гонки транспортных средств, работающих на альтернативном топливе (Будапешт), или конные состязания (Сан-Паулу). Где-то весь город превращается в зону для пикников (Вена) или большую беговую дорожку (Джакарта).
Каков бы ни был подход, главной целью таких мероприятий является демонстрация того, что частному транспорту есть альтернатива, а города не обязательно должны напоминать бесконечное автошоу.
В чем же основа проблема засилья автомобилей? Кроме очевидных неудобств для тех жителей города, которые выбрали альтернативные виды передвижения, есть огромная опасность в виде выбросов. Кстати, именно транспорт или передвижные источники загрязнения отвечают за более 80% загрязняющих веществ в воздухе.
О каких именно загрязняющих идет речь? Их четыре, и все они очень вредны для человека. Прежде всего, это взвешенные частицы пыли PM 2.5. Находясь в воздухе, они могут наносить вред здоровью, попадая в организм, когда мы вдыхаем.
Следующий загрязнитель – это оксид азота, образующийся при сгорании топлива. Также из-за действия двигателя внутреннего сгорания выделяются углеводороды. Это – токсичное соединение углерода и водорода. В заключение, опасность представляет знакомый всем угарный газ. Он выделяется, когда углерод в топливе полностью не сгорает.
В Киеве все эти опасные вещества измеряется автоматической системой мониторинга воздуха. Системы с аналогичным принципом работы работают в Лондоне, Париже, Мюнхене и других европейских городах.
В нашем случае речь идет о пяти референтных (высокоточных) пунктах наблюдения, ежеминутно фиксирующих уровень загрязненности воздуха в столице. Хотя этот год и не показательный, отмечу, что более 80% дней с начала 2022-го уровень загрязненности воздуха в столице был низким.
Интересно, что в первые недели полномасштабного вторжения, когда из Киева массово уехали автомобили, мы наблюдали особенно низкие показатели загрязненности воздуха. Конечно, это не касается дней, когда вокруг столицы бушевали пожары, вызванные боевыми действиями.
И хотя в целом ситуация с атмосферным воздухом в Киеве нормальна как для мегаполиса, мы понимаем, что дальнейшее развитие города должно обязательно учитывать европейский тренд на изменение фокуса внимания с частного автотранспорта на альтернативные способы передвижения по городу.
Среди них, безусловно, одним из самых важных является внедрение удобного и современного общественного транспорта. Не менее полезны инициативы по увеличению количества велосипедных дорожек и пешеходных зон. Также не лишним будет рассмотреть европейский опыт по ограничению движения частных автомобилей по центру города или отдельными микрорайонами.
Безусловно, любые системные изменения, вроде введения зон ограничения или запрета движения частных автомобилей, должны основываться на исследованиях. Данные для исследований Управление экологии и природных ресурсов КГГА накапливает с 2020 года, когда в столице начала действовать автоматическая система мониторинга воздуха.
Планируется, что к 2025 году строительство системы мониторинга завершится. Столица будет иметь 17 высокоточных пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, которые будут ежеминутно анализировать качество воздуха и хранить данные на сервере.
Обладая таким объемом данных, подкрепленных дополнительными исследованиями, мы сможем четко установить зоны, где наблюдается системное превышение загрязняющих веществ.
Следующим шагом будет наработка программы по очищению атмосферного воздуха и наработка рекомендаций для городской планировки.
Что сейчас рядовой киевлянин или житель другого крупного украинского города в условном тылу может сделать, чтобы сделать свой вклад в улучшение экологической ситуации?
Это приложит максимум усилий, чтобы сократить использование собственного авто. По-моему, Международный день без автомобилей может стать отличным началом формирования новой привычки – когда на смену машине приходит метро, велосипед, самокат или старая добрая прогулка.