Между тем в развитых странах блокировали и блокируют импорт подержанных автомобилей не только для защиты окружающей среды и из соображений безопасности, но и для защиты собственной обрабатывающей промышленности и рабочих мест.

Страны с развитой экономикой используют политику и/или фискальные инструменты для контроля импорта автомобилей:

  • полный запрет на въезд старых автомобилей;
  • возрастное ограничение — модель автомобиля;
  • стандарт выбросов, согласно которому автомобиль должен соответствовать минимуму выбросов — евро-стандарт;
  • минимальные стандарты безопасности, которые предусматривают пригодность к эксплуатации и рейтинги аварийности и тому подобное.

При этом в Украине в 2016 году приняли Закон "О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ "Переходные положения" Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка бывших в употреблении транспортных средств". Положения этого Закона позволили более чем в восемь раз уменьшить ставки акцизного налога на легковые автомобили, отвечающие экологическим нормам Евро-5.

Соответственно, на внутренний рынок Украины получили доступ легковые автомобили возрастом до 10 лет. К тому же начиная с 2015 года на таможенную территорию Украины, часто с нарушением требований Таможенного кодекса Украины, начали массово завозить легковые автомобили с иностранной регистрацией в режиме временного ввоза или транзита и начал действовать рынок продаж таких автомобилей.

Именно через эти законодательные новации Украину заполонил наиболее неэкологичный вид подвижного состава — бывшие в употреблении машины с низкими стандартами.

Доля рынка легковых автомобилей за период 2014-2018 годов возросла с 4% до 59%. По 2019-й год, после принятия Закона Украины "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины", украинские номера получили 408,1 тыс. легковых автомобилей, которые были в эксплуатации, в 3,5 раза больше, чем годом ранее. Почти ¾ от этого количества охватили машины происхождением из стран ЕС.

В итоге в 2019 году регистрации старых машин почти в 5 раз превысили продажи новых. Существенные изменения произошли и на рынке автобусов и грузовых автомобилей. Доля автобусов, бывших в употреблении, выросла с 25% в 2016 году до 51,7% за шесть месяцев 2019 года. Доля грузовых автомобилей выросла с 61% в 2016 году до 85% за первые шесть месяцев 2019 года.

Данные 2020 года — рынок подержанных легковых автомобилей составил 367,1 тыс. единиц.

В августе 2021 года Украина побила все рекорды и зарегистрировала 51,3 тыс. подержанных легковых автомобилей, ввозимых из-за границы. Такое количество регистраций импортного секонд-хенда на 56% превысило показатель годичной давности.

Теперь президент Украины Владимир Зеленский подписал Закон "О внесении изменений в статью 2 Закона Украины "О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и проведения первой государственной регистрации транспортных средств" по международным экологическим требованиям для некоторых транспортных средств.

Эти изменения откладывают до 1 января 2025 года внедрение экологических требований Евро-6 новых легковых автомобилей при их производстве и импорте.

Учитывая то, что абсолютное большинство продаж на внутреннем рынке за последние годы составляли бывшие в употреблении автомобили, можно уверенно констатировать, что повышение стандартов для новых автомобилей существенно не скажется на уменьшении выбросов в атмосферу опасных веществ, но во многом сократит объем продаж новых автомобилей.

А как же международные обязательства Украины по климатическим целей? В контексте международных обязательств следует помнить, что в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом наше государство взяло не себя обязательства адаптировать к законодательству ЕС, в частности, ряд нормативно-правовых актов по моторно-транспортным средствам как передвижным источникам, загрязняющим окружающую среду, и как объектам повышенной опасности.

Речь идет о необходимости имплементации директив ЕС и других правовых актов стран ЕС по таких сферах, как охрана окружающей среды, качество атмосферного воздуха, управление отходами и ресурсами в части обращения с моторными транспортными средствами с отработанным ресурсом, состава и качества горючего, промышленного загрязнения и техногенных угроз, технических регламентов для транспортных средств, транспортных перевозок и транспортных сетей, контроля моторных транспортных средств на их пригодность к эксплуатации и тому подобное.

Пока Европа активно работает над обновлением требований и технологических решений для новых автомобилей, Украина, вместо того чтобы использовать Green Deal как шанс для украинских производителей, наполняется старым автотранспортом.

С одной стороны, мы вводим экологические стандарты Green Deal для промышленности. С другой — нарушаем статью 361 Договора о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, включая "зеленый свет" для автомобилей, которые не соответствуют евро-стандартам.

То есть можно сделать вывод, что пока Украина имеет очень выборочную защиту окружающей среды и приближается к European Green Deal непредсказуемыми окольными путями, которые могут завести в тупик.