Сознательные украинцы устраивают у себя на балконах импровизированную сортировочную линию, раскладывая разную упаковку по отдельным пакетам, потом за свой счет, иногда – на такси, везут все это в пункты приема, где иногда еще и платят за услугу. Кое-где территориальные громады пытаются организовать раздельный сбор отходов и хоть что-то перерабатывать, но это точечные инициативы, которые нельзя назвать системой.

В Европе системы сбора и рециклинга отходов упаковки создают производители упаковки. В их системе управления отходами широко применяется требование о том, что производитель продукции должен нести за нее ответственность до конца ее жизненного цикла.

Фундаментом для системы РОП в Украине является рамочный закон "Об управлении отходами", именно он приоткрывает двери другим специальным или отраслевым законам. Этот закон, который готовился и обсуждался годами, был принят в июне 2022 года, четыре месяца спустя после полномасштабного российского вторжения. Это символично. Ведь сейчас мы сражаемся, в частности, за свою европейскость, за возможность жить в развитой демократической стране. А такую ​​страну сложно представить с тысячами свалок, отсутствием инфраструктуры сбора и переработки отходов. Война добавила нам колоссальное количество мусора – отходы разрушений, остатки оружия и техники, токсичные вещества. Игнорировать вопросы отходов уже дальше нельзя. Шаг за шагом мы должны проводить реформу, разрабатывать и принимать нормативные акты, которые приблизят наше законодательство к законодательному полю ЕС. Только так возможно движение в Европу.

КТО ТАКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ УПАКОВКИ И ЗА КАКУЮ УПАКОВКУ ОНИ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ

Производитель товаров в упаковке это не тот, кто изготовил пачку для сока или пакет для молока, а тот, кто его наполнил и разместил на рынке Украины.

Например, если вы купили бутылку сока условной компании "Радуга" в упаковке "Tetra Pak", то именно компания "Радуга" будет нести ответственность за то, чтобы получить ее от вас обратно и переработать. Сам же Tetra Pak будет отвечать за упаковку, в которой он продает свой товар (упаковку для наполнения) компании "Радуга" (упаковочные коробки, стрейтч-пленка и т.п.).

На сегодняшний день значительным вызовом является и так называемая сервисная упаковка, которая предназначена для наполнения в момент продажи. Это стаканы для кофе, которые у нас продаются на каждом шагу, разнообразные лотки для салатов и готовых блюд, упаковка продукции "Мадональдс", "Старбакс" и т.д. Такая упаковка широко распространена, и неизвестно, чего в нашей стране образуется больше – использованных стаканов для кофе или бутылок "Кока-Кола".

КАК ЗАПУСТИТЬ РОП

Итак, основой для системы РОП в Украине является рамочный закон "Об управлении отходами". Однако одной или нескольких статей в основном законе, касающихся РОП недостаточно для запуска системы расширенной ответственности.

Например, мы не можем качественно ввести и проконтролировать РОВ, когда у нас не введена разрешительная система, предприятия не имеют разрешений на рециклинг отходов, отсутствует современная система учета. Без всех этих "кирпичиков" невозможно построить систему РОП.

Когда мы вводим РОП, мы говорим, что продукция должна быть рециклирована (переработана). Но кто и как будет подтверждать, что она действительно переработана? Это должно быть предприятие с соответствующим разрешением, и перерабатывать оно должно отдельные виды отходов согласно "Национальному перечню отходов". В экспертной среде есть термин "сертификат рециклинга". Это документ, подтверждающий факт переработки отходов. Пока нет отчетности, качественного учета, электронных информационных систем, система, как говорится, "не взлетит". Поэтому столько лет было посвящено продвижению рамочного закона об управлении отходами, несмотря на призывы принимать сразу Закон "Об упаковке и отходах упаковки". Рамочный закон принят и вступил в силу несколько месяцев назад. А 15 сентября Кабинет Министров Украины одобрил и направил в парламент долгожданный проект закона "Об упаковке и отходах упаковки". Он разработан с целью имплементации Директивы 94/62/EC, что является важным шагом в выполнении Соглашения об ассоциации. Законопроект предлагает вариант решения проблемы с упаковкой и определяет, как должна выглядеть система РОП в Украине.

КАКАЯ МОДЕЛЬ РОП ПРЕДЛАГАЕТСЯ ДЛЯ УКРАИНЫ

  • Новым законом вводится ответственность изготовителей упаковки за ее сбор и переработку. Речь идет как об упаковке товаров, так и о сервисной упаковке. В странах Европы производители сервисной упаковки добровольно присоединяются к организациям расширенной ответственности производителя (ОРОП) и платят за рециклинг этой продукции. Ответственность за сервисную упаковку в законопроекте возлагается именно на производителей такой упаковки, а не на наполнителей. Такой упаковкой пользуются преимущественно кафе и кафе, и требовать от каждого кафе поступления к организации расширенной ответственности производителя и обеспечить контроль такого поступления просто невозможно. Стоит отметить, что системы РОП вводятся только в вводимые в обращение товары в упаковке и сервисной упаковки, то есть предлагаются для продажи. Остатки, образующиеся при упаковке продукции, учитываются как отходы производства.
  • Производители упаковки будут объединяться в организации расширенной ответственности изготовителя (ОРОП), которые будут работать в территориальных громадах. Аналитики ЕС при анализе систем расширенной ответственности производителя разных стран пришли к выводу, что чем меньше ОРОП в стране, тем лучше работает система. Поэтому на всю страну должно быть не более 5 организаций расширенной ответственности производителя, потому что сотни мелких нереально проконтролировать. В каждую из этих крупных организаций должно входить не менее 18% рынка производителей.
  • Каждая из таких организаций должна пройти регистрацию в Минприроды, подать свой бизнес-план на 5 лет, расписать, как она будет работать, как будет строить систему сбора и рециклинга упаковки. Регистрацию нужно возобновлять раз в 5 лет, направляя в Минприроды бизнес-план на следующий период. После получения регистрации ОРОП должны заключить договор о сотрудничестве с органом местного самоуправления (ОМС). Такое сотрудничество не предусматривает никаких платежей и финансовых отношений между местным самоуправлением и ОРОП, но важно то, что на основании такого договора ОРОП берут на себя ответственность не за какую-то часть, а за всю упаковку, которая образуется в этой территориальной громаде.
  • Ответственность за всю упаковку, впрочем, не означает, что с первого года работы ОРОП будут обязаны собрать и переработать все 100% упаковки. Целевые показатели, которые ОРОП будут обязаны выполнить, устанавливаются приложением к закону и растут постепенно в течение 10 лет с разной интенсивностью для разных видов отходов упаковки. Например, для отходов картона целевые показатели рециклинга установлены на уровне 30% для первого года и в течение 10 лет будут постепенно расти до 75%, а вот для алюминия показатели стартуют с 15% и постепенно будут расти до 60%.
  • Для всех ОРОП большие города будут интереснее малых территориальных громад. Чтобы не было борьбы за определенные территориальные громады, будет создан Координационный комитет. Рамочная Директива "Об отходах" требует, чтобы такой комитет был независим от ОРОП. Предлагается, что в этом комитете будут представители ОРОП, Минвосстановления и Минприроды и именно этот комитет будет решать, какая ОРОП будет работать в определенном населенном пункте. При этом ОРОП должны обслуживать поровну как городскую, так и сельскую местность, чтобы не было дисбаланса. Процедура отбора будет утверждена комитетом в зависимости от количества организаций, созданных в стране. В других странах для этого часто используют жеребьевку. Законодательно установлено, что это решение должны соблюдать все стороны – и органы местного самоуправления, и ОРОП и министерства.
  • Организации проводят конкурсы и обеспечивают инфраструктуру, оплачивают сбор и рециклинг упаковки. Законопроект дает право ОРОП на тендерной основе выбирать, кто собирает и рециклирует их продукцию. Эта система будет достаточно гибкой: в случае роста цен или нехватки средств компании-участники ОРОП смогут вносить дополнительные взносы в ОРОП, чтобы последняя могла обеспечить работу подрядчиков и выполнение целевых показателей.
  • Также ОРОП будут проводить информационно-просветительскую работу среди населения.

КОНТРОЛЬ И ШТРАФЫ

ОРОП должен подавать в органы местного самоуправления информацию о всех собранных и переработанных отходах, а ОМС будут осуществлять функцию контроля, так как они заинтересованы в качестве этой услуги. ОРОП будут отдельно отчитываться о сборе и отдельно – о переработке своей продукции. Если ОМС будут недовольны услугой ОРОП, они могут жаловаться в организации расширенной ответственности, а также в Координационный комитет.

Также ОРОП будут направлять отчеты в Минприроды для проверки. Если целевые показатели не будут выполнены, организация сможет выполнить их в следующем квартале. В случае повторного неисполнения будет налагаться штраф. Эти штрафы будут оплачивать все производители, входящие в ОРОП, каждый в пределах своего процента. Чтобы избежать штрафов, производители будут заинтересованы в установлении эффективного контроля за работой как самой ОРОП, так и перевозчиков и переработчиков. Штрафы будут взиматься в обязательном порядке, они будут ощутимо выше сумм, которые организации РОП будут тратить на сбор и переработку.

Сортировка и рециклинг отходов с помощью системы РОП даст толчок для становления циркулярной экономики в Украине, а это новые рабочие места, привлечение инвестиций и добавленная стоимость к ВВП. Такой механизм строился в Европе последние 30 лет и доказал свою эффективность. Благодаря РОП в Европе перерабатывается до 80% отходов упаковки.

Но даже в случае быстрого принятия законопроекта Верховной Радой мгновенных результатов ждать не стоит. Появление системы РОП – это развитие инфраструктуры, большие финансовые вливания, поэтому процесс будет постепенным. Около 7 лет понадобится для становления системы РОП по всей Украине. Помню слова чешских экспертов: "Мы начали реформу отходов 15 лет назад, но первые результаты реформы увидели только 8 лет спустя".