5 января 2022 года докладчик Комитета Европейского парламента по окружающей среде подготовил проект отчета по СВАМ со своими поправками и представил его для обсуждения в комитете. Европейское сообщество называет этот отчет "overhaul" или "капитальный ремонт", поскольку он предлагает внести несколько радикальных изменений в текст, предложенный Европейской комиссией.

Какие изменения предлагает главный докладчик Комитета Европейского парламента по окружающей среде к проекту законодательной инициативы по СВАМ, который подготовила Европейская комиссия?

1. Расширение сферы применения СВАМ: включение новой продукции и косвенных выбросов углерода

Июльское предложение Европейской комиссии по CBAM касалось такой углеродсодержащей продукции, как металл, цемент, удобрения и электроэнергия и только прямых выбросов углерода, выделяющихся в процессе производства соответствующих товаров. Тем не менее, проект отчета Комитета Европейского парламента по окружающей среде предлагает также внести органические химические соединения, водород и полимеры, а также распространить CBAM на косвенные выбросы, например, выбросы, образующиеся от электроэнергии, используемой для производства этих товаров.

Следовательно, теперь и украинские экспортеры органических химических соединений и полимеров в ЕС должны обратить внимание на новое СВАМ-регулирование.

2. Более быстрое внедрение CBAM — уже с 2025 года

В предложении Европейской комиссии указано, что экспортеры должны будут отчитываться о выбросах углерода, содержащихся в их продукции, с 2023 года по конец 2025 года, а с начала 2026 года должны приобретать СВАМ-сертификаты, то есть фактически оплачивать средства в бюджет ЕС. Таким образом, Европейская комиссия предлагала два года переходного периода для внедрения СВАМ. ( 2023−2025). Однако проект отчета Комитета Европейского парламента по окружающей среде предлагает сократить переходный период на один год (2023−2024), чтобы CBAM мог полностью применяться с 2025 года.

3. Единый централизованный орган CBAM

Согласно предложению Европейской комиссии, продавать CBAM-сертификаты, проверять СВАМ-декларации могли национальные органы 27 стран-членов ЕС. Проект отчета предлагает создать один централизованный орган CBAM, поскольку такая децентрализованная система может привести к злоупотреблениям и иметь неравномерные темпы внедрения CBAM-регулирования.

4. Использование доходов от CBAM для помощи менее развитым странам

По задумке Европейской комиссии, средства от продажи СВАМ-сертификатов должны поступать в бюджет ЕС. Проект отчета Комитета Европейского парламента по окружающей среде предлагает использовать доходы от CBAM для финансовой поддержки менее развитых стран на их пути к декарбонизации. Такая финансовая поддержка должна быть по меньшей мере эквивалентна годовому доходу, полученному от продажи сертификатов CBAM.

Ожидается, что проект отчета будет обсуждаться в Комитете Европейского парламента по окружающей среде в феврале 2022 года. Голосование в Европейском парламенте прогнозируется на апрель 2022 года, где будет сформулирована позиция парламента для дальнейших переговоров с Европейской комиссией и Европейским Советом. Предполагается, что акт будет принят в окончательной редакции во время председательства Франции в Совете Европейского Союза, которое истекает 30 июня 2022 года.

Что касается Украины, то у нее есть возможность использовать планируемые изменения в европейском законодательстве для модернизации своей промышленности и достижения своих амбициозных целей декарбонизации, а самое главное — для создания "лифта" развития.

Несмотря на некоторые достижения, интересы Украины пока не учтены — она остается страной, на которую в полной мере может быть применен СВАМ.