Цель – введение обязательного использования автоматизированных систем контроля выбросов загрязняющих веществ, определение качества атмосферного воздуха и оценки влияния его загрязнения на здоровье и жизнедеятельность населения.
Законопроект предусматривает следующее:
- основные требования для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, процедуры выдачи разрешения, оснований и порядка отказа, приостановления и аннулирования разрешения на выбросы;
- временное ограничение и невозможность переноса субъектами хозяйствования выполнения природоохранных мероприятий, утвержденных разрешением на выбросы;
- механизм выдачи разрешения на выбросы от оборудования, которое подпадает под действие регулирования Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду";
- уменьшение административного давления на субъектов хозяйствования и сокращение их административных расходов при подготовке документов для получения разрешения на выбросы, исключение коррупционных рисков;
- определение "фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе";
- передача на уровень Минприроды полномочий по утверждению Методики расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ;
- определение в законе нового вида нарушения экологического законодательства в области охраны атмосферного воздуха – необоснованного недопущения субъектом хозяйствования к проведению проверок, органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) в сфере охраны воздуха;
- новое понятие – фоновая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
- определение признаков стационарных источников выбросов, отнесенных к первой группе обязательных к внедрению НДТМ.
Отмечается, что реализация закона не потребует дополнительных расходов из государственного и местного бюджетов.
В законе устанавливается максимально допустимый срок – 10 лет для выполнения мероприятий по сокращению выбросов в атмосферный воздух. Он не подлежит продлению.
Документ устанавливает новые дополнительные обязанности для субъектов хозяйствования по:
- автоматизированным системам контроля выбросов загрязняющих веществ в воздух;
- оборудованию места отбора проб для измерения газопылевого потока на установках независимо от группы объекта;
- ежегодному представлению отчета о соблюдении условий разрешения на выбросы и выполнение мероприятий по сокращению выбросов.
Кроме того, законопроект закрепляет:
- четкий перечень документов, представляемых предприятиями для получения разрешения;
- онлайн-формат подачи таких документов (е-воздух);
- сроки разрешительной процедуры;
- участие общественности в принятии решения;
- связь разрешения на выбросы с оценкой воздействия на окружающую среду.
Также документ устанавливает следующие положения:
- невозможность переноса выполнения природоохранных мероприятий;
- усиление ответственности за нарушение законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха;
- дерегуляцию из-за отмены введения Перечня организаций, имеющих право разрабатывать документы для получения разрешения на выбросы. Важно создать равные условия допуска в эту сферу субъектов, имеющих необходимую материально-техническую базу, мощные лаборатории и соответствующих специалистов.
Законопроект полностью возлагает исполнение новых обязанностей исключительно на субъектов хозяйствования и не определяет никаких дополнительных бюджетных источников для финансирования таких мероприятий. Также законопроект не учитывает высокую стоимость и продолжительность работ по переоборудованию промышленных предприятий такими средствами измерения, что требует определения в законе минимально необходимого переходного периода для выполнения новых требований.