№5339
Устанавливается максимально допустимый срок — 10 лет для выполнения предприятиями мероприятий по сокращению выбросов в атмосферный воздух
Кабинет министров Украины author-avatar
Законопроект: №5339

О совершенствовании механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Вступил в силу

Цель – введение обязательного использования автоматизированных систем контроля выбросов загрязняющих веществ, определение качества атмосферного воздуха и оценки влияния его загрязнения на здоровье и жизнедеятельность населения.

Законопроект предусматривает следующее:

  • основные требования для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, процедуры выдачи разрешения, оснований и порядка отказа, приостановления и аннулирования разрешения на выбросы;
  • временное ограничение и невозможность переноса субъектами хозяйствования выполнения природоохранных мероприятий, утвержденных разрешением на выбросы;
  • механизм выдачи разрешения на выбросы от оборудования, которое подпадает под действие регулирования Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду";
  • уменьшение административного давления на субъектов хозяйствования и сокращение их административных расходов при подготовке документов для получения разрешения на выбросы, исключение коррупционных рисков;
  • определение "фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе";
  • передача на уровень Минприроды полномочий по утверждению Методики расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ;
  • определение в законе нового вида нарушения экологического законодательства в области охраны атмосферного воздуха – необоснованного недопущения субъектом хозяйствования к проведению проверок, органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) в сфере охраны воздуха;
  • новое понятие – фоновая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
  • определение признаков стационарных источников выбросов, отнесенных к первой группе обязательных к внедрению НДТМ.

Отмечается, что реализация закона не потребует дополнительных расходов из государственного и местного бюджетов.

В законе устанавливается максимально допустимый срок – 10 лет для выполнения мероприятий по сокращению выбросов в атмосферный воздух. Он не подлежит продлению.

Документ устанавливает новые дополнительные обязанности для субъектов хозяйствования по:

  • автоматизированным системам контроля выбросов загрязняющих веществ в воздух;
  • оборудованию места отбора проб для измерения газопылевого потока на установках независимо от группы объекта;
  • ежегодному представлению отчета о соблюдении условий разрешения на выбросы и выполнение мероприятий по сокращению выбросов.

Кроме того, законопроект закрепляет:

  • четкий перечень документов, представляемых предприятиями для получения разрешения;
  • онлайн-формат подачи таких документов (е-воздух);
  • сроки разрешительной процедуры;
  • участие общественности в принятии решения;
  • связь разрешения на выбросы с оценкой воздействия на окружающую среду.

Также документ устанавливает следующие положения:

  • невозможность переноса выполнения природоохранных мероприятий;
  • усиление ответственности за нарушение законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха;
  • дерегуляцию из-за отмены введения Перечня организаций, имеющих право разрабатывать документы для получения разрешения на выбросы. Важно создать равные условия допуска в эту сферу субъектов, имеющих необходимую материально-техническую базу, мощные лаборатории и соответствующих специалистов.

Законопроект полностью возлагает исполнение новых обязанностей исключительно на субъектов хозяйствования и не определяет никаких дополнительных бюджетных источников для финансирования таких мероприятий. Также законопроект не учитывает высокую стоимость и продолжительность работ по переоборудованию промышленных предприятий такими средствами измерения, что требует определения в законе минимально необходимого переходного периода для выполнения новых требований.

Читайте также
Траты на разрешения, а не развитие: названы недостатки закона "О регулировании выбросов"
Траты на разрешения, а не развитие: названы недостатки закона "О регулировании выбросов"

Минприроды сможет принимать решения об остановке хозяйственной деятельности

Верховная Рада не рассмотрела закон о регулировании выбросов в воздух
Верховная Рада не рассмотрела закон о регулировании выбросов в воздух

Экокомитет учел большинство замечаний Главного юридического управления

Экокомитет поддержал законопроект с высокими корупционными рисками
Экокомитет поддержал законопроект с высокими корупционными рисками

Документ является негативным для энергетической отрасли