9 июля Верховная Рада поддержала во втором чтении законопроект №5339 об усовершенствовании механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Сейчас документ ожидает подписи Президента, после чего сразу вступает в силу. Под влияние нового закона подпадут около 35 000 предприятий.

Предварительно документ преследовал цель оптимизации - механизма получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Но впоследствии в текст документа добавились положения из других законопроектов. Например, законопроект о комплексной реформе государственного экологического контроля (№3091) и контроля промышленного загрязнения (бывший №4167 и актуальный №6004-2). Когда стало ясно, что в результате наличия многочисленных противоречивых норм данные проекты законов не проходят голосование в сессионном зале, был взят курс на продвижение быстрого решения в виде законопроекта №5339.

Так, документ закрепил на законодательном уровне положения подзаконных нормативно правовых актов, в частности: необходимость предприятия контролировать эффективность работы газоочистных установок и оборудовать места сбора проб для измерения газопылевого потока; порядок выдачи, отказа в выдаче, аннулирования разрешения выбросы и приостановления хозяйственной деятельности предприятия; методику расчета ущерба за сверхурочные выбросы в атмосферный воздух и т.д.

Однако некоторые новации принятого законопроекта №5339 еще больше зарегулируют разрешительную сферу, например:

  1. Для получения разрешения на выбросы, кроме документов, предусмотренных Постановлением КМУ №302, теперь нужно предоставлять сведения о наличии вывода по оценке влияния на окружающую среду, в которой определена допустимость осуществления планируемой деятельности (или нужно доказать, что такой вывод не нужен, например, в случае обновления разрешения на выбросы без изменений в производстве для предприятий, получавших разрешения на введение ОВД). А также теперь ежегодно придется представлять отчеты о соблюдении условий разрешения на выбросы и выполнении мер по осуществлению контроля за соблюдением установленных предельно допустимых нормативов.
  2. Установлены ограничения до 7 лет на выполнение мер по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных в соответствующем разрешении на выбросы без возможности их продления по запросу предприятия, как это было ранее. В то же время, если такие меры являются частью стратегических документов/программ по охране окружающей среды национального и регионального уровней или соответствующего законодательства, их сроки могут быть короче/длиннее, а также могут продолжаться.
  3. Если в определенном населенном пункте отмечено превышение предельно допустимых концентраций химических и биологических веществ в атмосферном воздухе, органы местного самоуправления должны разработать и утвердить региональные программы охраны окружающей среды с целью поэтапного снижения выбросов загрязняющих веществ предприятиями. А обязанность согласования этих программ напрямую с предприятиями не предусмотрена. При этом причиной чрезмерного загрязнения воздуха могут быть лесные пожары или сжигание листьев, а также автомобильный транспорт. К примеру, Киев постоянно попадает в ТОП городов мира с наихудшим качеством воздуха, но Киев – не промышленный город, 90% вредных выбросов вызывает именно автотранспорт, количество которого ежегодно увеличивается. То же касается Одесского региона, где, несмотря на 3000 предприятий, влияющих на состояние атмосферного воздуха, 70% выбросов обеспечивают передвижные источники. С началом активных боевых действий ситуация только ухудшилась, в частности, вследствие взрывов и горения нефтебаз, коммерческих и промышленных объектов и других зданий, а также движения военной техники. Выходит, что вместо того, чтобы развивать микромобильность и электрический общественный транспорт, в том числе закупать электробусы отечественного производства, предлагается усилить контроль качества топлива. То есть снова идет попытка усилить давление на бизнес.
  4. Расширен перечень оснований отмены разрешения на выбросы и добавлена ​​следующая норма – в случае отмены ранее согласованного заключения центральным (территориальным) органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения. Таким образом, госорган наделяется правом отозвать свое согласование, что может повлечь за собой появление многочисленных исков об аннулировании действующих разрешений, а также заставит предприятия получать новые разрешения. Процедура получения разрешения обычно занимает 4-6 месяцев, основания, условия и порядок такой отмены не прописаны. Это положение может нести существенные коррупционные риски.
  5. Минприроды теперь может остановить частично или полностью разрешение на выбросы без предварительного обращения в суд. Об этом предприятие должно быть проинформировано в течение 5 рабочих дней, в то время как действие разрешения на выбросы в соответствии с другими нормами останавливается через 10 рабочих дней со дня принятия решения Минприроды. Учитывая очевидную взаимосвязь различных технологических процессов, и то, что работа установок без разрешения запрещается, для некоторых предприятий это фактически означает остановку деятельности, которая, согласно действующему законодательству, должна осуществляться через суд. Ранее Госэкоинспекция в предписании отмечала намерение обратиться в уполномоченный орган с предложением остановить или аннулировать действие разрешения на выбросы для конкретного предприятия. Компании, в свою очередь, могли оспорить это решение в суде. Надеемся, эта практика останется и дальше.
  6. Необоснованный недопуск экоинспекторов к проверке теперь считается нарушением законодательства в области охраны атмосферного воздуха. Однако пока конкретная ответственность за это не предусмотрена. Хотя предприятия оставляют за собой право не допустить представителей контролирующих органов к проверке по ряду причин в соответствии с действующим законодательством об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности №877-V (например, в случае непредъявления удостоверения личности проверяющим или отсутствия) направление на проверку и т.п.).

Итак, широко представленный как дерегуляционный, законопроект №5339 в конечном итоге содержит дополнительные документы, которые следует подавать компаниям, получающим разрешение на выбросы, принудительное уменьшение выбросов вне зависимости от планов предприятия, расширение полномочий органов власти остановить деятельность предприятия. Более того, не дерегулирует, а, напротив, даже усложняет работу бизнеса.