Траты на разрешения, а не развитие: названы недостатки закона "О регулировании выбросов" shutterstock

Траты на разрешения, а не развитие: названы недостатки закона "О регулировании выбросов"

Екатерина Белоусова

Минприроды сможет принимать решения об остановке хозяйственной деятельности

В Украине новый закон об усовершенствовании механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (законопроект №5339) еще больше зарегулирует разрешительную сферу и затрудняет восстановление разрушенных предприятий и инфраструктур после окончания военного положения.

Средства предприятий следует направить на возобновление их работы, инфраструктуры, экологическую модернизацию, а не на процедуры ежеразового оформления новых разрешений, заявила президент ПАЭУ Людмила Цыганок в пресс-релизе.

Получение новых разрешений на выброс загрязняющих веществ занимает 4-6 месяцев. Кроме того, у закона есть риски злоупотреблений контролирующих органов.

Под влияние нового закона подпадает около 35 000 предприятий.

Документ закрепил на законодательном уровне положения подзаконных нормативно-правовых актов, в частности:

  • необходимость предприятия контролировать эффективность работы газоочистных установок и оборудовать места сбора проб для измерения газопылевого потока;
  • порядок выдачи, отказа в выдаче, аннулирования разрешения выбросы и приостановления хозяйственной деятельности предприятия;
  • методику расчета вреда за сверхурочные выбросы в атмосферный воздух и т.д.

Однако закон устанавливает обязательства, еще более зарегулирующие разрешительную сферу, а именно:

  • получение разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от малых источников выбросов (обычная мировая практика);
  • в случае возникновении дополнительных малых источников выбросов на промплощадке необходимо оформлять новые разрешения на выбросы, хотя было бы достаточно вносить корректировки в действующие разрешения на выбросы (лишнее регуляторное давление).

В связи с восстановлением разрушенных предприятий и инфраструктуры, а также с мерами усиления пожарной, противовзрывной, промышленной безопасности и оперативного восстановления поврежденных объектов в военное время, образуются тысячи новых малых источников (например):

  • противопожарные ящики с песком;
  • небольшие станки, пайка в помещениях;
  • сварочные, окрасочные посты и т.д.

“Выбросы загрязняющих веществ из таких малых источников несколько сотен граммов в год, эконалога на несколько гривен в год. Их учет и администрирование экологически и экономически нецелесообразны”, – объяснила Цыганок.

Она также добавила, что учитывая кадровые сложности (недостаточность кадров, потребность использования трудовых ресурсов на более важных объектах и ​​работах) из-за военных событий и экономического упадка, требование приведет к неоправданным излишним затратам ресурсов предприятий. Их можно было бы направить для стабилизации промышленных предприятий и работников, возобновления работы промышленных объектов экономики.

“Средства промышленных предприятий следует направить на восстановление их работы и инфраструктуры, реальную экологическую модернизацию, сохранение кадров, усиление уровня защищенности от разрушений связанных с боевыми действиями и т.д. а не на процедуры ежеразового оформления новых разрешений на выбросы только из-за появления нового "ящика с песком" для целей пожаротушения”, – отметила Цыганок.

В ПАЭУ предупреждали о ряде скрытых рисков законопроекта, в частности, коррупционного характера.

Так, при рассмотрении законопроекта № 5339 ко второму чтению в экокомитете Верховной Рады были учтены две поправки, предусматривающие возможность остановки действия разрешения на выбросы (де-факто остановки хозяйственной деятельности) по решению Минприроды.

В пресс-релизе подчеркнули, что указанные положения являются необоснованной установкой и расширением дискреционных полномочий Минприроды.

"Усматриваем проблему в отсутствии необходимой критической массы заинтересованных в реальных изменениях, латентности специалистов-практиков и недостаточной активности и медийности самих предприятий", – сказала Цыганок.

Напомним, 9 июля Верховная Рада Украины одобрила в целом законопроект №5339 что регулировка выбросов в воздух.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, эксперты заключили, что процедура ОВД в Украине не достигает задекларированных в законе целей — уменьшение влияния на окружающую среду, а средства на ее проведение тратятся неэффективно.

Читайте также
Верховная Рада не рассмотрела закон о регулировании выбросов в воздух
Верховная Рада не рассмотрела закон о регулировании выбросов в воздух

Экокомитет учел большинство замечаний Главного юридического управления

Экокомитет поддержал законопроект с высокими корупционными рисками
Экокомитет поддержал законопроект с высокими корупционными рисками

Документ является негативным для энергетической отрасли

EBA призвала Раду не саботировать реформ в сфере промзагрязнения и экоконтроля
EBA призвала Раду не саботировать реформ в сфере промзагрязнения и экоконтроля

Поддержка законопроекта № 5339 приведет к потере минимум €20 млрд инвестиций для экомодернизации и появления коррупционных рисков

Экокомитет поддержал законопроект № 5339 о выбросах в воздух
Экокомитет поддержал законопроект № 5339 о выбросах в воздух

Ожидают рассмотрение документа во втором чтении