Среди них продвижение производства чистой энергии, энергосберегающее строительство, уменьшение загрязнения окружающей среды, развитие биоразнообразия, стойкая аграрная политика "От фермы до вилки". Есть стратегия по биоразнообразию, которая тесно связана со стратегией "От фермы до вилки", которой планируется часть земель с/х назначения перевести в заповедный фонд.
Следует помнить, что ЕЗК — это дорожная карта, а не сделка. Это политический документ, к которому могут присоединиться путем ратификации страны вне ЕС. Можно только принять аналогичный документ у себя в стране. Этому великому плану действий будут следовать все страны ЕС. План обновления законодательства, согласно регламенту ЕЗК, должен завершиться в 2022 году.
Каких изменений к подходам в агросекторе следует ожидать в странах Евросоюза?
ЕЗК содержит в себе много аспектов, которые касаются АПК, главная — стратегия "От фермы до вилки", которая охватывает весь аграрный сектор от начала производства до конечного потребителя. Это нужно учитывать. В Украине почему-то считается, что этот план действий охватывает лишь первый этап производства, в то время, как эта стратегия начинает работать еще на этапе производства пестицидов и агрохимикатов.
Кроме этого, производители должны уменьшить их применение на 50%. Планируется уменьшить потери питательных веществ в продукте минимум на 50%, не ухудшая плодородие почв, также есть цель уменьшить использование удобрений на 20%, антибиотиков — на половину. Аграрное направление предусматривает увеличение площадей под органическим производством на 25%.
Стратегия "От фермы до вилки" вводит более устойчивое и здоровое питание. ЕС начинает внедрять изменения самих моделей потребления. Это и борьба с ожирением, пропаганда здорового питания. Например, в школьных столовых будет больше овощей и фруктов, а также внимание будут уделять органическом производству и продуктам, произведенным по так называемым "эко-схемам" — щадящее к окружающей среде производство продуктов.
Предполагается популяризация потребления локальных продуктов производства. Это позволит не возить товары на большие расстояния и вообще должна уменьшиться цепь между производителем и потребителем. В стратегии "От фермы до вилки" речь идет о борьбе с продуктовым мошенничеством, это и махинации с органическими продуктами и производителями географического указания, другими подделками.
И еще важный аспект: Евросоюз планирует улучшить доступ к интернету в сельской местности. Этот шаг осуществляется для развития точного земледелия, требующего связи с всемирной сетью.
Что должен знать украинский агроекспортер о новой зеленой политике ЕС?
Вообще на агросектор будет влиять ряд документов ЕС Химическая стратегия устойчивости, Новая промышленная стратегия, План действий по циркулярной экономике, Новая торговая стратегия и механизм карбонового регулирования импорта (CBAM). Последний вопрос больше всего беспокоит наших аграриев.
Механизм карбонового регулирования намерен поощрять производителей переходить на производство с меньшим выбросом углерода. Вместе с тем, в ЕС понимают, что такой переход будет сопровождается большими затратами на переоборудование и производство. В то время как производители из соседних стран будут производить продукцию без лишних затрат на экологичность, а потому с меньшей себестоимостью. А это делает производителей ЕС не конкурентоспособными. Чтобы сравнить производителей, в ЕС планируют ввести так называемый "карбоновый налог", то есть для импортеров, которые имеют значительный "карбоновый след", будет применяться дополнительная денежная нагрузка. Сначала в рамках этого механизма не говорилось о сельском хозяйстве, но добавить агросектор к механизму карбонового регулирование — это очень сильно лоббируют немцы. ЕС обещает до начала лета обнародовать предварительный перечень видов деятельности, к которым будет применяться этот механизм.
Сейчас ведутся переговоры с производителями и другими странами, идет разработка этого механизма в рамках Всемирной торговой организации. Потому что в рамках ВТО все должны выполнять требования одинаково. Если рядом стран вводятся новые требования, то они должны это согласовать с ВТО. И Украина, как член ВТО, тоже апеллирует к этому.
В Украине работает межведомственная рабочая группа по этому вопросу. В нее входят заместители министра экономики, Минприроды, возглавляет эту группу вице-премьер по евроинтеграции Ольга Стефанишина. Задача рабочей группы — вести диалог с ЕС, чтобы быть в курсе новых требований и для того, чтобы отстаивать свои интересы в ЕС. В идеале рабочая группа должна добиться неприменения этого механизма к украинским экспортерам.
Как на украинский экспорт повлияет план ЕС по развитию органического производства?
По состоянию на конец 2019 года в ЕС 8,5% земель находятся под органическим производством. За 10 лет этот показатель должен увеличиться в три раза. Поэтому с органикой получается довольно интересно. С одной стороны, ЕС поставил мощную цель по увеличению площадей до 25% под органическим производством. Это может вытеснить импортеров из европейских полок в долгосрочной перспективе. А с другой стороны, спрос на органическую продукцию на Западе растет быстрее предложения. Здесь есть место для украинской органики. ЕС планирует увеличивать площади под органику за счет стимулирования роста потребления.
Это и продвижение, и приоритет в государственных закупках. Таким образом, рост спроса должен толкать производителей переходить на органическое производство. Кроме того, правительство ЕС не забывает о господдержке органических производителей. В государственном финансировании с/х производителей вообще пересматривается политика. Деньги переориентируют по поддержке обычных с/х производителей к органикам и "эко-схемам".
В долгосрочной перспективе Украина может выиграть, только решив вопрос ценообразования органического производства. Мы не можем конкурировать на уровне господдержки с европейскими производителями. У нас ее вообще не было. Только в этом году принято перераспределение государственных средств в рамках с/х производства и впервые выделено 50 млн грн на органическое производство.
Также следует помнить, что у нас еще не заработало органическое законодательство. Например, истекли все сроки, в которые мы должны были запустить реестр органов сертификации органической продукции.
Что произойдет, если проигнорировать эти изменения украинским с/х производителям? Могут оказаться "за бортом"?
Если будет принят карбоновый механизм и по отношению к с/х продукции, то вероятно он затронет и производство, и использование пестицидов. Потому что пестициды также являются составной углеродного следа. Когда мы говорим об углеродном следе, стоит говорить обо всем жизненном цикле продукта. В рамках "Европейского зеленого курса" закладывается один главный принцип, учитывающий весь цикл жизни продукта. При производстве удобрений, агрохимии, при их использовании, транспортировке происходит выброс парниковых газов. Также будут обращать внимание на упаковку товара. Она должно быть более экологичной.
Если говорить о экспортерах с/х продукции, то им уже сейчас стоит задуматься над уменьшением "углеродного следа" в процессе производства. Крупным предприятиям нужно начинать считать выбросы своих парниковых газов и понимать, насколько они их могут уменьшить в случае дополнительных требований со стороны ЕС.
Добавлю, что некоторые эксперты уже говорят, что органическое производство не может быть климатически нейтральным. Этого мало. Нужно не только применять экологическое производство, но и регенерирующие мероприятия.
Что должно изменить на законодательном уровне украинское правительство для облегчения экспорта отечественной аграрной продукции в ЕС?
Каждая стратегия, в рамках ЕЗК, ведет к изменениям регламентов, Украина должна адаптировать в соответствии с соглашением об ассоциации. В стратегии "От фермы до вилки" есть цель по сокращению пестицидов и агрохимикатов. Соответствующий закон ожидает второго чтения в Верховной Раде. Торможение в этом направлении негативно скажется на торговле с ЕС.
По моему мнению, в нашем правительстве не оценивают всех рисков от внедрения на западе ЕЗК. У нас показывают статистику по использованию пестицидов или удобрений, и говорят, что мы применяем их гораздо меньше, чем ЕС хочет снизить в рамках ЕЗК. То есть нас это не коснется. И даже к этим цифрам нам нужно дорасти.
Я считаю, что это движение в обратном направлении, так как и производительность наша намного меньше, чем в ЕС. Соответствовать требованиям ЕЗК нужно не словом, а делом. Я бы обратила внимание на стимулы по рациональному производству. Надо уменьшать использование агрохимии за счет технологий.