Заготовка леса — это не только деловая и дровяная древесина. Ежегодно в государственных лесах после заготовки остается 1,5-1,7 млн кубических метров лесосечных остатков. Часть из них необходима для перегнивания и улучшения плодородия почв. Процентов десять отправляется на переработку. Все остальное можно использовать. Но остатки большей частью просто сжигают, ведь они никому не нужны. Наши предприятия еще тратят средства на сбор и утилизацию отходов. Другими словами — платим деньги за нагревание воздуха.
Это огромный ресурс, который может обеспечивать топливом новые ТЭЦ.
Кто именно должен инвестировать в сбор и переработку? Есть несколько вариантов, которые следует рассматривать уже сегодня на этапе начала реализации проектов новых тепловых станций.
Во многих европейских странах изготовлением и снабжением биотоплива на станции занимаются предприниматели. В Украине в процессе реформы управления отрасли мы исповедуем схожий принцип. Новое ГП "Леса Украины" нацелено на создание эффективной системы управления: большинство работ на конкурсной основе будет выполняться подрядчиками. В то же время любому бизнесу нужны гарантии стабильного и гарантированного спроса на продукцию. Что вполне понятно. Нужны дешевые кредиты. Готов ли переработчик сегодня инвестировать, учитывая все имеющиеся риски? Сможем ли мы в этом направлении создать действительно конкурентную среду, настоящий рынок? Важен вопрос, который следует обсуждать с бизнесом.
Второй вариант организации переработки инвестиции непосредственно лесохозяйственных предприятий , которые сегодня объединяются в ГП "Леса Украины". В прошлом году Кабмин по нашей инициативе уменьшил вычет части чистой прибыли государственных лесохозяйственных предприятий с 80% до 50%. Как следствие, у лесхозов наконец-то появились средства на закупку и модернизацию техники и оборудования. Среди прочего, некоторые наши предприятия начали закупать дробилки для производства щепы. Особенно активно этот процесс происходит в Хмельницкой области. Для сравнения: средняя отпускная цена лесосечных отходов на лесосеке — 100-150 грн за м3, вывезенный на дорогу материал уже стоит примерно 500 грн за м3, переработанная в щепку древесина — 1 200 грн м3. По условиям наличия стабильного спроса и современной техники для сбора и переработки, это достаточно интересный прибыльный бизнес, который может включать дополнительные направления, такие, например, как утилизация золы.
Но пока что закупка оборудования для переработки лесхозами — это единичные случаи. Нашим хозяйствам одновременно нужны мобильные модули для тушения пожаров, тракторы для минерализованных полос и многое другое. Для действительно масштабного вооружения специальной техникой для сбора и переработки необходимо долгосрочное финансирование ЕБРР или других международных финансовых учреждений.
Третий возможный вариант создание инфраструктуры по сбору и переработке топлива непосредственно энергогенерирующей компанией в партнерстве с лесохозяйственными предприятиями.
Я неслучайно уделяю так много внимания вопросу создания инфраструктуры переработки лесосечных остатков. Ведь значительную потребность ТЭЦ в биотопливе вряд ли перекрыть только дровами, спрос на которые растет.
Несколько цифр для понимания перспективы и потенциала рынка дров.
Общая потребность сформирована областными военными администрациями на этот год — около 5,5 млн м3. Из них — 1 млн м3 — бюджетная сфера, 0,8 млн м3 — ЖКХ, 3,2 млн м3 — домохозяйства, 0,4 млн м3 — закупки лицензированных субъектов хозяйствования энергетической сферы.
Добавьте к этому огромные поставки для армии. Необходимость аккумулировать "аварийный" резерв на складах (в настоящее время хозяйствами накоплено уже более 115 тыс. м3). Некоторые регионы - Запорожская, Донецкая, Николаевская, Одесская и Херсонская области - в осенне-зимний период будут требовать дополнительной поставки дров из других областей Украины. А еще остается коммерческий сегмент — производители стройматериалов, пеллет, которым также нужно сырье.
Плановые объемы заготовки дров в 2022 году составляют 3,8 млн. м3. За счет резервов мы увеличим заготовку еще на 2,7 млн м3. То есть почти в два раза. Таким образом сформированную регионами потребность мы удовлетворим. Но дальнейшие возможности увеличения заготовки ограничены экологическими требованиями. Обеспечить население, бюджетную сферу, военных и вдобавок заместить дровами уголь и газ для тепловой генерации достаточно сложно. Лучше акцентироваться на других источниках биотоплива, которые сегодня фактически не используются. Лесники в этом направлении готовы выступить партнерами энергетиков. Энергетическая независимость страны — наша общая задача.