Украина получила большой шанс стать в авангарде преодоления на европейском континенте энергетического кризиса, охватившего весь мир. Однако значительные вызовы потребуют существенных усилий и быстрого устранения пробелов в национальной политике, накопленных за предыдущие годы. Лишение Украины права голоса в ЕЭС, несмотря на председательство, и отсутствие законодательства по имплементации Регламента ЕС №1227/2011 о оптовых энергорынках (REMIT) — не самая большая помеха.

В достижении амбициозных целей следует учитывать такие реалии, как, например:

  1. Членами ЕСДР являются девять государств ЕС, имеющих одобренные Европейской Комиссией интегрированные Национальные планы по энергетике и климату 2020-2030 гг. "полностью интегрированного внутреннего энергетического рынка".
  2. Из общего количества 9 Контрактных Сторон ЕЭС ни одна страна не имеет утвержденного НТЭК, впрочем, пять из них опередили Украину по количеству отработанных разделов плана (Албания, Грузия, Северная Македония, Босния и Герцеговина и Черногория; две из последних перечисленных стран охватывают при этом 6 западнобалканских стран ЕЭС и ряд государств-членов ЕС согласовали в 2016 г. Дорожную карту регионального рынка электроэнергии для Западных Балкан с целью создания регионального рынка э/э.

Можно было бы надеяться, что разрабатываемым проектом украинского НТЭК предусмотрен весь комплекс мер по общеевропейской интеграции в рынки e/е и газа. Однако настораживают заявления причастных институций Украины о возможности внедрения нового рынка e/е только при условии синхронизации с энергосистемой Континентальной Европы (ENTSO-E) и замечания Председателя Делегации ЕС в Украине М. Маасикаса, что "украинский рынок e/е еще далек от имплементации стандартов ЕС и синхронизация украинских электросетей с европейскими все еще остаются отдаленной перспективой, хотя технически это возможно".

Какие же необходимо Украине учесть и устранить пробелы, исходя из ряда документов ЕК и ENTSO-E, исследования экспертов ФРГ "Подключение Украины к европейской электрической сети: технические детали и жесткая геополитика" от 24.11.21 г. (doi:10.18449/2021C5).

Гармонизация с законодательством ЕС и взаимосовместимость инфраструктур по техническим параметрам недостаточны для конвергенции энергетических рынков. Управление электрическими сетями осуществляется на трех уровнях:

  1. Техническая эксплуатация и инфраструктура.
  2. Политическое регулирование.
  3. Торговля и рынок.

Ключевую роль играют скоординированность государственных энергетических политик и рыночных инициатив на базе регионального сотрудничества. Это отвечает, по мнению ENTSOE, современной модели интеграции европейского рынка, структурированного по зонам торгов э/э и как локальных рыночных компонентов (ранее ЕК определила региональные кластеры энергетических инфраструктур и рекомендовала активизироваться в рамках ЕСДР и ЕЭС — Коммюнике COM (2010) 677).

Изменчивость и неопределенность спроса и предложения э/э на протяжении всех временных горизонтов и нестабильность из-за ВИЭ требует повышения гибкости энергосистемы с гарантированными резервными и балансирующими мощностями на энергорынке. Если в сети будет слишком много или слишком мало электроэнергии, система рискует разрушиться. Синхронное соединение третьих стран имеет последствия для соседних государств, следовательно, и для безопасности поставок и общей ситуации безопасности в ЕС. Если электросети будут связаны, то отключение света в Украине, например, теоретически может распространиться на другие части Европы. Кроме того, преимущества интеграции не могут быть полностью реализованы, если физическая связь будет использоваться только для поставок по двусторонним контрактам.

В этом контексте целесообразен такой комментарий: а) значительные надежды украинской стороны, возлагаемые на преимущества присоединения к ENTSO-E для повышения сбалансированности национальной энергосистемы путем экспорта е/е Европой, а также учитывая потенциальную заинтересованность ЕС в импорте "зеленого" украинского е/e – похоже, ложны; б) неуважение к выполнению обязательств перед ЕС по Национальному плану сокращения выбросов от крупных сжигательных установок, включающих около 65.85% балансирующих мощностей, может привести к энергетическому коллапсу национального и европейского уровней.