В течение последних десятилетий в Европе значительно ухудшилось состояние окружающей среды и обострилась проблема борьбы с его загрязнением. На законодательном уровне правительствами стран Евросоюза признана приоритетность экологической политики как составляющей общественного развития. На государства-члены Евросоюза, возложена ответственность за эффективную реализацию принятых ЕС природоохранных соглашений.
Защита окружающей среды и внедрение действенной экологической политики в настоящее время является одной из важнейших задач, стоящих перед правительствами стран Евросоюза.
Европейское политика основывается на принципах предотвращения и устранения источника загрязнения, а также на принципе "загрязнитель платит". Одним из первых шагов в сфере защиты окружающей среды можно считать подписанный в 1992 году Маастрихтский Договор, который не только положил начало Евросоюза, но и предоставил охране окружающей среды статус политики. В качестве приложений к нему были приняты три декларации экологической тематики: директивы о вредных веществах; о влиянии мер ЕС на охрану окружающей среды; о защите животных.
В том же году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Саммит Земли) была принята Декларация Рио-де-Жанейро об окружающей среде и развитии. Она содержит 27 принципов экологически корректного поведения мирового сообщества. Этот правовой инструмент считают первым реальным "прорывом" на международном уровне относительно понимания сути проблемы охраны окружающей среды.
В 1997 году был подписан Киотский протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Главная цель соглашения: стабилизировать уровень концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему планеты. Протокол предусматривает внедрение рыночных механизмов контроля над вредными выбросами и создает так называемый рынок квот на выбросы: страна, промышленность которой загрязняет воздух больше, чем установлено протоколом, обязуется покупать квоты на выбросы парниковых газов в экологически "чистых" государств. Сейчас насчитывается 192 участника Киотского протокола, в том числе и Украина, которая присоединилась в 2004 году.
Амстердамский договор 1999 года установил обязанность интегрировать охрану окружающей среды во все сектора политики ЕС с целью содействия устойчивому развитию. Таким образом закрепили так называемый "принцип экологической ориентированности", согласно которому любая деятельность организации должна осуществляться с учетом потребностей окружающей среды.
Существенный вклад в становление механизма гарантий экологических прав в Евросоюзе внесла Орхусская конвенция, которая вступила в силу 30 октября 2001 года. В соответствии с ее положениями государствам-участникам Конвенции гарантируются права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Знаковым документом в развитии экологической политики стран Евросоюза стал Лиссабонский договор, конкретная цель которого – борьба с изменением климата. Договор содержит обязательства по продвижению на международном уровне мер, призванных преодолеть региональные и глобальные экологические проблемы стран ЕС, в частности, в контексте борьбы с изменением климата. Договор ратифицирован всеми странами ЕС в 2009 году.
Защита окружающей среды и по сей день остается одним из приоритетных направлений деятельности ЕС, определяет его компетенцию в сфере охраны окружающей среды и обусловливает принятие значительного количества общеевропейских нормативных актов.
В частности, в 2019 году был определен European Green Deal ("Европейский зеленый курс"), что представляет собой план преобразования Европы на первый в мире климатически нейтральный континент. Он не является соглашением, а скорее выступает дорожной картой мероприятий, направленных на достижение Европой климатической нейтральности к 2050 году.
В общем, круг правовых инструментов, регулирующих вопросы охраны окружающей среды, постоянно расширяется, что свидетельствует о развитии экологической политики стран Евросоюза.
Последовательность и долговременность: успешные примеры реализации экологической политики в некоторых странах ЕС
Германия. С начала дискуссий о глобальном потеплении страна провозгласила себя одним из мировых лидеров в борьбе за сохранение климата. В прошлом году уровень выброса парниковых газов был на 42,3% ниже уровня 1990 года.
Австрия. С 2017 года страна производит более 70% электроэнергии из "чистых" источников. При этом, Австрия уже ставит перед собой амбициозную цель – к 2030 году получать 100% электроэнергии из ВИЭ.
Дания. Безоговорочный лидер в ветроэнергетике. Ни одна страна, на сегодняшний день, не может превзойти это скандинавское государство по количеству зарегистрированных ветроэнергетических компаний. Еще в 2015 году ветроэнергетика Дании смогла выработать 42% от всей потребленной в стране электроэнергии, а в планах до 2028 года производить 100% энергии, имеющей нулевой углеродный след.
Швеция. Имеет самый маленький в мире объем мусора на свалках – только 0,7%. Это происходит потому, что 99% бытовых отходов в Швеции сортируются, в частности: 50% – для генерации энергии; 35% – для переработки и еще 15% – для производства биотоплива и удобрений.
Эстония. Стать одной из самых чистых стран Европы способствовали социально-экономические программы сбора и переработки мусора. В стране работает 5 крупных мусорных полигонов и несколько мусороперерабатывающих заводов, один из которых может сжигать до 200 тыс.тонн мусора в год.
Опыт этих стран очень важен для Украины, но прежде чем имплементировать европейские правовые нормы в национальное экологическое законодательство, следует внимательнее присмотреться к тому, какой практический опыт их применения у соседних странах и какие результаты могут быть в наших реалиях.
Напомним, ранее ЭкоПолитика писала о том, что собой представляет экологическая политика и как ее реализует Украина.