Ловят на взятках три раза в месяц: "убьет" ли реформа коррупцию в экоинспекции?

Ловят на взятках три раза в месяц: "убьет" ли реформа коррупцию в экоинспекции?

Елена Бережнюк

Реформа экологической инспекции может создать дополнительный инструмент давления на бизнес

Государственная экологическая инспекция давно стала одним из главных кошмаров бизнесменов. За годы своего существования она превратилась из контролирующего органа в прибыльный бизнес для отдельных своих работников. Сейчас ее решили реформировать, но под видом реформы могут создать еще больше коррупционных рисков.

ЭкоПолитика выяснила, действительно ли ГЭИ нуждается в реформировании и почему предложенные реформы не сработают.

По концепции Кабинета министров реформа системы государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды должна была завершиться еще в 2020-м. Но вот к концу подходит 2021-й, а реформа по сути и не началась. А между тем Государственная экологическая инспекция продолжает "сеять страх" среди бизнесменов. В конце 2020-го Европейская Бизнес Ассоциация провела исследование по легкости ведения бизнеса в Южном регионе. Больше всего респондентов, 56%, имели претензии именно к работе экологической инспекции, которая регулярно их "кошмарила". Эти жалобы можно было бы списать на недобросовестность бизнеса, который, мол, не хочет соблюдать закон и заботиться об окружающей среде. Но факты говорят об обратном: недобросовестными часто оказываются именно работники экоинспекции. Только с начала года мы нашли восемь громких случаев, в которых не честных на руку чиновников этого органа задерживали с поличным:

  1. Январь 2021. Волынь. Двух начальников отделов областной Государственной экологической инспекции задержали во время получения $1000. Чиновники требовали эти средства за уменьшение размера штрафных санкций, наложенных на предприятие за ненормативные выбросы загрязняющих веществ в воздух.
  2. Январь 2021. Киев. Задержали заведующего сектором рыночного надзора — старшего государственного инспектора по охране окружающей природной среды. По данным следствия, он требовал деньги от представителя одной из объединенных территориальных общин Киевской области за подписание акта по обследованию зеленых насаждений, подлежащих вырубке под строительство министадиона для общества. Сумму взятки не сообщают.
  3. Январь 2021. Донецкая область. Начальника и инспектора одного из отделов Госэкоинспекции задержали за вымогательство у предпринимателя 25 000 грн за уменьшение суммы убытков в акте.
  4. Май 2021. Франковщина. Задержали начальника одного из отделов Государственной экологической инспекции Карпатского округа, который требовал взятку — две тонны горючего. За это обещал уменьшить штраф за несоблюдение земельного законодательства.
  5. Июль 2021. Черниговщина. Инспектора охраны окружающей природной среды поймали на вымогательстве у предпринимателя. За 10 000 грн, он предлагал ему уменьшить штраф в 5 раз, а в случае отказа пугал прекращением предпринимательской деятельности.
  6. Август 2021. Житомир. Задержали на взятке в $1000 государственного инспектора по охране окружающей среды. По данным следствия, он систематически требовал деньги от местных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность с нарушением экологических и санитарных норм.
  7. Июль 2021. Одесса. Сотрудника Государственной экологической инспекции Юго-Западного округа задержали во время получения взятки. Чиновник требовал $1500 за незакрытие магазина.
  8. Август 2021. Одесса. За вымогательство взятки в $5000 у владельца АЗС задержали начальника одного из управлений местной ГЭИ.

Все эти случаи получили огласку, но тех, о которых мы так и не узнали, может быть в разы больше. К тому же, судя по суммам взяток, коррупция в экоинспекции — далеко не редкое явление, это система с устоявшимися "таксами". Но разве можно удивляться этим случаям, если в злоупотреблениях подозревают даже главу Государственной экологической инспекции Андрея Малеваного! Ранее ЭкоПолитика сообщала, что глава ОО "Экологического патруля" Татьяна Лампика в видеообращении на свой странице в Facebook заявила, Малеванный за взятки назначал региональных начальников экоинспекции в обход конкурса:

"Господин Малеванный неправомерно назначает на должности начальников округов людей, которые брали взятки. Без конкурсов, а просто путем перевода были назначены на должности. Таким образом отменяет абсолютно честную, прозрачную политику, зато публикует в Facebook [посты] о его честных намерениях", —  говорила она.

Подобные назначения с реформированием вовсе не сочетаются. Лампика в своем обращении также рассказывает о вопиющем случае. В Синельниковском районе (Днепра) был начислен убыток 1,95 млн грн за снос зеленых насаждений. ГЭИ необходимо уплатить судебный сбор в размере 300 грн, чтобы отсудить ущерб, но этих денег не нашлось, поэтому суд просто не состоялся. То есть, вопрос защиты экологии здесь явно не на первом месте.

"Предприятия как загрязняли воздух, так и загрязняют. Проверки, которые проводятся, они согласовывают с загрязнителями и просто получают взятки на различных уровнях", — отмечала Лампика.

Как утверждают в самой экоинспекции, одна из ключевых причин злоупотреблений — низкие зарплаты. К примеру, после задержания двух инспекторов на Волыни, их руководитель Александр Кралюк в интервью так и заявил: "их зарплата — это провокация коррупции". Что же, серьезная "провокация", но не единственная. О причинах коррупции высказался и председатель ГЭИ Малеванный. Он выделил: "высокую ответственность и широкие полномочия работников на руководящих должностях" (интересно, что под это описание подходит и его собственная должность).

Что же, чтобы убрать все эти провоцирующие факторы систему экологического контроля в очередной раз решили реформировать. В июле парламент принял в первом чтении соответствующий законопроект №3091. Но из текста создается впечатление, что его авторы больше прислушивались к Кралюку, чем в Малеваному. Среди многих моментов документ действительно повышает оплату труда инспекторов. Если раньше их зарплаты начинались от 5500 грн, то после принятия законопроекта их будут рассчитывать на основе прожиточного минимума (сейчас минимум 13 134 грн). Кроме этого, полномочия инспекторов законопроект расширяет, ответственность за нарушение предпринимателям — усиливает. Но вместо того, чтобы особое внимание обратить к ответственности самих работников за неправомерные действия, которая должна "уравновешивать" их полномочия, ее вообще обходят. То есть, чтобы избежать злоупотреблений через широкие полномочия, их дополнительно расширяют? Очень интересная логика.

"Несмотря на многочисленные замечания стейкхолдеров, в частности бизнеса, в документе содержатся еще большие рычаги давления на бизнес и отсутствует усиление направлений, злоупотребления по которым наносят наибольший ущерб государству-браконьерство, незаконные рубки, добычи полезных ископаемых и тому подобное. Следовательно, Европейская Бизнес Ассоциация больше не может говорить о поддержке этого законопроекта", — говорит координатор комитета экологии и устойчивого развития Европейской бизнес-ассоциации Ольга Бойко.

Президент ВОО "Живая планета" Светлана Берзина добавляет, общественный сектор активно работал над тем, чтобы убрать с законопроекта "коррупционные воронки". Некоторые замечания экспертов были учтены, но от части проблемных моментов до сих пор не избавились. В частности:

"Необходимо уточнить, что субъекты хозяйствования имеют обязанность беспрепятственно допускать инспекторов для проверки "только при условии наличия законных оснований/полного пакета документов на проверку". Речь идет о соблюдении законности проверок".

В том, что экологическую инспекцию необходимо реформировать, никто даже не сомневается. Но реформа в таком виде не только не "очищает" систему экологического контроля, но и превращает ее в еще более эффективный инструмент давления на бизнес. Невольно возникает вопрос, может именно в этом ее цель?

Читайте также
ЕС ждет от Украины в 2024 году принятия нового законопроекта об экоконтроле
ЕС ждет от Украины в 2024 году принятия нового законопроекта об экоконтроле

Защита окружающей среды – это одна из основных функций государства

Стратегия реформирования экологического контроля: заработает ли в Украине европейская модель государственного надзора
Стратегия реформирования экологического контроля: заработает ли в Украине европейская модель государственного надзора

Минокружение объявило приоритетом на 2024 год реформу государственного экологического контроля

В ГЭИ начали обсуждение проекта Стратегии реформирования экоконтроля
В ГЭИ начали обсуждение проекта Стратегии реформирования экоконтроля

Законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле" ожидает второго чтения с 2021 года