Мировые нефтяные гиганты, такие как Exxon, Chevron, Shell и Saudi Aramco, наращивают инвестиции в добычу нефти и газа ради рекордных прибылей, одновременно сокращая затраты на проекты зеленой энергетики.
Компании фактически отказываются выполнять международные климатические соглашения, из-за чего выбросы углерода продолжают расти, сообщает Бабель.
В 2022 году мировыми лидерами добычи нефти были Саудовская Аравия, россия, Иран, Китай и США.
Вероятно, добыча нефти будет расти в ближайшие годы, несмотря на глобальные климатические договоренности. По прогнозам Стокгольмского института окружающей среды в 2025 году, он достигнет 35 миллиардов баррелей, что на 5 млрд баррелей больше, чем нужно для удержания глобального потепления на уровне 1,5℃. В 2050 году этот показатель может достичь 40 млрд баррелей, хотя по климатическим международным соглашениям должен упасть до 7-15 млрд баррелей в год.
Аналитикиня из Немецкого института экономических исследований Франциска Хольц пояснила, что цены на нефть растут вместе с уровнем жизни в разных странах. Так, в странах Юго-Восточной Азии и Африки растет уровень благосостояния и все больше людей покупают автомобили. В развитых странах, особенно в густонаселенных Китае и Индии, спрос на пластик, дизельное топливо и бензин растет вместе со "средним классом".
В материале подчеркнули, что одновременно с ростом спроса на нефть падают инвестиции в зеленые проекты. В частности, из-за удорожания производственной цепочки, а также задержки и сбои в производстве. Так в течение 2020-2022 годов втрое подорожал поликремный – основной элемент солнечных панелей. Из-за противостояния США и Китая, в частности, закрытия американских рынков для китайских производителей, СЭС в Соединенных Штатах стали втрое дороже.
Кроме того, из-за российско-украинской войны выросли расходы на ветровые турбины, а их производство у трех крупнейших западных производителей стало убыточным. Ведь обе страны поставляли на мировой рынок много стали, из которых производят турбины. Из-за войны поставки снизились, а цена, соответственно, выросла.
Отмечается, что в 2022 году мировая нефтегазовая промышленность инвестировала в возобновляемую энергетику около $20 млрд — это всего 2,5% от общего объема их инвестиций. Чтобы достичь целей Парижского соглашения, компания должна инвестировать половину всех капитальных расходов.
В материале подчеркнули, что большой спрос на нефть позволяет россии получать крупные нефтегазовые доходы несмотря на санкции. В сентябре 2023 года ее доходы от экспорта составили $18,8 млрд, что является самым высоким месячным показателем с июля 2022-го. Хотя санкции сильно отразились на доходах российского нефтегаза, они сработали не слишком удачно. Россиянам помог теневой флот танкеров и низкие цены на российскую нефть. Некоторые трейдеры просто игнорировали ценовое ограничение в $60 и продавали российскую нефть по $70 за баррель.
По оценкам Международного энергетического агентства после 2030 года спрос на нефть будет падать, а вместе с ним и нефтегазовые прибыли. Поэтому стратегия нефтяных компаний может оказаться недальновидной.
Напомним, глава Европейского климатического фонда (ECF) профессорка Лоранс Тубиана заявила, что через дипломатию и пропаганду россия пытается навредить зеленому переходу Европы и саботирует международные климатические переговоры.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, крупнейшая нефтяная компания Европы Shell PLC тайно отказалась от своих климатических планов по расходу $100 миллионов в год на углеродные кредиты. Также с 2024 года она сократит водородные проекты и 200 рабочих мест в отделе низкоуглеродных решений.