Зеленые облигации: проверяем готовность Украины на фактах

Зеленые облигации: проверяем готовность Украины на фактах

Аркадий Поляк

Большая часть зеленых облигаций, выпущенных в мире, являются стандартными облигациями. Поступления от них направляются на "зеленые" проекты

Сейчас тема зеленых облигаций - одна из топовых, и не только в финансовом мире. Об этом инструменте говорят промышленники, энергетики и экологи. Но мало кто даже из специалистов точно знает, что происходит в мире и Украине в последнее время.

ЭкоПолитика разобралась в сложном вопросе выпуска зеленых облигаций и готова поделиться информацией.

Итак, зеленые облигации - это ценные бумаги, которые предоставляются на условиях возвратности и используют их исключительно для финансирования экологических проектов.

  • Факт 1. Лидеры среди стран-игроков на рынке
  1. США - крупнейший игрок на рынке "зеленых" облигаций, который выпустил за последние 13 лет бумаг на сумму $211,7 млрд.
  2. На втором месте Китай - $ 127,3 млрд.
  3. Третья Франция -$ 115,6 млрд.
  4. На четвертом месте Германия.
  5. Пятерку замыкают Нидерланды.

Большая часть получаемых инвестиций направляется в энергетический сектор, строительство и транспорт. Совокупно эти три сегмента составляют около 80% рынка "зеленых" облигаций.

  • Факт 2. Примеры организации рынка зеленых облигаций

Сейчас в мире есть много успешных кейсов. Подходы по выпуску зеленых облигаций в Европе и США различаются. Специфика функционирования соответствующего рынка до сих пор остается разной, даже в рамках самой Европы. К примеру, Франция выпускает суверенные зеленые облигации для реализации государственных целевых проектов, а Польша средства полученные от эмиссии зеленых суверенных облигаций направляет в банковскую систему для выдачи "зеленых" кредитов. Великобритания стимулирует рынок зеленых облигаций через специально образованный зеленый инвестиционный банк, осуществляет экспертизу проектов на соответствие принципам "зелености". А в Германии банк с государственным капиталом, осуществляет эмиссию зеленых облигаций, предоставляет "зеленые" кредиты под низкий процент.

  • Факт 3. Подготовка к запуску зеленых облигаций в Украине

По данным Международной финансовой корпорации (IFC), потенциал украинского рынка энергоэффективности и "чистой" энергетики к 2030 году - $73 млрд. Половину из них - $36 млрд - можно привлечь именно благодаря выпуску "зеленых" облигаций.

Участники рынка заинтересованы в таком инструменте. В частности. Это подтверждает и основатель группы компании "Укртепло" Иван Надеин.

"Нам точно будет интересно попробовать облигации, тем более, что мы совершили первое IPO футбольного клуба на украинской бирже ПФТС. Поэтому мы будем пробовать!" - прокомментировал он.

В июле 2021 г. вступил в силу Закон Украины "О рынках капитала и организованных товарных рынках". Законом вводятся зеленые облигации как отдельный подвид ценных бумаг и устанавливаются правила для участников соответствующего рынка.

  • Факт 4. Модели зеленых облигаций

Существуют две основные модели организации рынка зеленых облигаций:

- первая - характерная для развитых рынков (США, страны ЕС). В этих странах отсутствует дополнительное регулирование зеленых облигаций: регуляторные режимы не различают зеленые облигации и обычные облигации.

- вторая модель - это развивающиеся рынки (КНР, Индия). На таких рынках предусмотрено дополнительное государственное регулирование зеленых облигаций.

Но, и это очень важно - сейчас даже в ЕС склоняются к более строгому регулированию рынка зеленых облигаций. В июле 2021-го был предложен проект регулятивного акта Европейского Парламента и Совета Европы по европейскому стандарту зеленых облигаций. Документом предусмотрены требования по эмитентах зеленых облигаций, проведению обязательной внешней проверки условий эмиссии независимым верификатором, требования к отчетности перед инвесторами и тому подобное.

  • Факт 5. Green Bond Principles

Принципы "зеленых" облигаций (GBP) были введены в действие в январе 2014 года при поддержке консорциума инвестиционных банков как руководящие принципы добровольного процесса, который предназначен для широкого пользования на рынке.

Цель - повышение и продвижение стандартов прозрачности и раскрытия информации. Принципы GBP сейчас признаются на международном уровне и широко используются для разработки национальных стандартов и рекомендаций "зеленых" облигаций во всем мире.

Принятое на международном уровне определение "зеленых" облигаций обеспечивается принципами "зеленых" облигаций, то есть определенным набором добровольных рекомендаций. Эти рекомендации разработаны представителями международного финансового сектора с помощью Международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association или ICMA).

Они имеют четкие экологические преимущества и согласуются с четырьмя основными принципами GBP:

  1. использование поступлений от размещения облигаций;
  2. процедура оценки и отбора проектов;
  3. администрирование поступлений от размещения облигаций;
  4. отчетность.

По словам консультанта проектов GIZ Станислава Дубко, GBP предназначены для широкого использования на рынке, поскольку они:

  • предоставляют эмитентам рекомендации по ключевым требованиям по "зеленых" облигациях;
  • помогают инвесторам раскрытию информации, необходимой для оценки влияния инвестиций в "зеленые" облигации на окружающую среду;
  • оказывают помощь андеррайтерам через стимулирование рынка к раскрытию ожидаемой информации, облегчает осуществление транзакций.

Принципы GBP рекомендуют для эмитентов четкую процедуру раскрытия информации.

  • Факт 6. Суть и виды понятия "зеленые" проекты

Такие проекты относятся к основным направлениям охраны окружающей среды - изменение климата, истощение природных ресурсов, потеря биоразнообразия и загрязнение воздуха, воды и почвы.

Консультант проектов GIZ Станислав Дубко утверждает, что при анализе документации по выпуску зеленых облигаций, инвесторы обычно обращаются к разделу "Использование поступлений от размещения облигаций" для оценки того, является ли эта облигация, так сказать "достаточно зеленой" для них.

Принципы GBP предоставляют определение только верхнего уровня категорий "зеленых" проектов и предлагают эмитентам дополнительно использовать другие существующие стандарты таксономии.

  • Факт 7. Таксономия

Таксономия ЕС - это инструмент классификации. Он помогает инвесторам и компаниям определять, соответствует ли экономическая деятельность принципам экологической устойчивости.

Главная цель - направить поток государственного и частного капитала на постоянное и динамичное инвестирование.

Чтобы соответствовать требованиям таксономии ЕС, нужно инвестировать существенный вклад в реализацию одной из шести экологических целей.

Вот они:

1. смягчения последствий изменения климата;

2. адаптация к изменению климата;

3. устойчивое использование и защита водных и морских ресурсов;

4. переход к экономике замкнутого цикла;

5. предупреждения и контроль загрязнения;

6. защита и восстановление биоразнообразия и экосистем.

  • Факт 8. Типы зеленых облигаций

В международной практике существует четыре основных типа зеленых облигаций:

  • стандартные зеленые облигации с целевым использованием средств,
  • зеленые доходные,
  • зеленые проектные
  • зеленые секьюритизированные.

Большая часть зеленых облигаций, выпущенных в мире, является стандартными облигациями. Поступления от них направляются на "зеленые" проекты, но облигации обеспечиваются всеми финансовыми потоками эмитента. Такой тип облигаций по существу и введен нормами украинского законопроекта.

Итак, разница между всеми четырьмя типами зеленых облигаций в основном связана с источником погашения облигаций. На начальных этапах организации рынка зеленых облигаций обычно выпускают бонды, которые диверсифицируются по эмитентам. Дальше - начинают использоваться более сложные бонды прямой эмиссии. Такой путь, по сути, и выбрала Украина.

  • Факт 9. Зеленые облигации для муниципалитетов

В последние 2-3 года постепенно в Украине возрождается рынок муниципальных облигаций. Капитализация этого рынка только за 2020 год составила 3,9 млрд грн (116 млн евро), что в пять раз больше, чем в 2019 году. За одним исключением, в период с 2013 по 2017 год не было выпуска муниципальных облигаций, поскольку муниципалитеты финансировали свой бюджетный дефицит путем банковских кредитов.

По мнению консультанта проектов GIZ Станислава Дубко, реформа децентрализации вызвала интерес среди муниципалитетов к привлечению внешнего финансирования.

"Значительная часть потенциальных проектов может быть реализована как зеленые (термомодернизация зданий бюджетной сферы и зданий жилого сектора, развитие городской инфраструктуры, проекты в сфере транспорта)", — объясняет он.

Сейчас Госэнергоэффективности начало поиск муниципалитетов-партнеров, заинтересованных в пилотных выпусках зеленых облигаций. Пока только ведутся консультации.

Читайте также
Шмыгаль анонсировал выпуск "зеленых" облигаций
Шмыгаль анонсировал выпуск "зеленых" облигаций

Глава Кабмина подчеркнул, что старые долги будут погашены