Мы собрали для вас наиболее актуальную информацию о внедрении механизма CBAM в Украине и Европе. Максимально просто ЭкоПолитика расскажет о том, что такое механизм углеродной корректировки импорта (CBAM), какова цель его внедрения и когда он заработает в Украине.
Что такое CBAM и какова цель его введения
CBAM – это механизм, предложенный Европейским Союзом. Он предусматривает введение налога на углеродное содержание импортируемых в ЕС товаров. Эта аббревиатура расшифровывается как "Carbon Border Adjustment Mechanism" или "механизм углеродной корректировки импорта". Это первый в мире трансграничный тариф на выбросы углерода.
Инициатива его внедрения входит в пакет законов ЕС по изменению климата "Fit for 55" и является важным инструментом Европейского Союза для перехода к зеленой промышленной политике и достижению нулевого уровня выбросов к 2050 г.
Цель CBAM – предотвратить так называемые "углеродные утечки", когда компании переносят свое производство в страны с менее строгими экологическими нормами, чтобы избежать расходов, связанных с выбросами парниковых газов.
Как будет работать CBAM
Импортеры наиболее углеродоемких товаров ЕС должны будут платить пошлины за выбросы углерода, связанные с производством товаров за пределами Евросоюза. Они будут покупать сертификаты, где один сертификат будет соответствовать одной тонне СО2-эквивалента (углерода или другого парникового газа). Стоимость сертификата будет соответствовать стоимости выбросов углерода, которая была бы уплачена, если бы товары были произведены в ЕС. Однако, если компания уже оплатила аналогичную цену в своей стране – она избежит пошлины.
Таким образом, европейские производители, соблюдающие строгие экологические стандарты, будут иметь равные условия конкуренции с иностранными производителями.
До 2026 г., когда начнется уплата углеродных пошлин, импортеры обязаны получать так называемые CBAM-сертификаты на свою продукцию.
На кого распространяется действие механизма углеродной корректировки импорта (CBAM)
На начальном этапе CBAM будет распространяться на 6 ключевых секторов с высоким уровнем углеродных выбросов (углеродоемких товаров):
- сталь и чугун;
- алюминий;
- цемент;
- удобрения;
- электроэнергия;
- водород.
Когда начнет действовать CBAM
Чтобы проще было ориентироваться, мы составили таймлайн с указанием основных дат внедрения механизма углеродной корректировки импорта (CBAM):
Декабрь 2019 г. – Европейская комиссия представила CBAM как часть европейского Зеленого курса.
14 июля 2021 г. – Еврокомиссия публикует пакет из 12 инициатив "Fit for 55", в который входит инициатива по CBAM.
17 мая 2023 г. – вступил в силу новый Регламент Европейского Союза, устанавливающий механизм углеродной корректировки импорта.
1 октября 2023 г. – начало переходного периода.
В течение него импортеры товаров в 6 углеродоемких секторах, перечисленных выше, обязуются собирать данные о прямых и косвенных выбросах парниковых газов, связанных с их импортом, и отчитываться о них властям ЕС без уплаты каких-либо финансовых корректировок.
31 декабря 2024 г. – последний день, когда компании сами могут выбирать форму отчетности.
1 января 2025 г. – с этого дня допускается представление отчетности CBAM только по методу ЕС.
1 января 2026 г. – отправная точка окончательного этапа внедрения CBAM. С этого дня импортеры будут обязаны каждый год декларировать количество товаров, ввезенных в ЕС в предыдущем году, а также их встроенные выбросы углерода. Им придется уплатить "корректирующий" сбор, чтобы покрыть разрыв в ценах на углерод между продукцией ЕС и продукцией, которая не производится в пределах ЕС.
Как CBAM в Украине повлияет на отечественных производителей
Более 2,7 тыс. украинских компаний подпадают под действие СВАМ при экспорте продукции.
Действующее регулирование механизма углеродной корректировки импорта позволяет ЕС учесть форс-мажорные обстоятельства – полномасштабное вторжение – и тогда Украина может не подпадать с 2026 г. под требование предоставлять верифицированные отчеты. Отечественные предприниматели взамен будут подавать только декларативные отчеты по CBAM, без платы за сертификаты. Но воспользоваться этой возможностью можно будет только при достижении согласия применения СВАМ к Украине по декларативному принципу между Украиной и Евросоюзом.
В случае же вступления в силу жестких требований CBAM потери Украины, если считать по ценам 2023 г., могут составить с экспорта чугуна $600 млн, полуфабрикатов – $640 млн, проката – $200 млн. В целом убытки по метпредприятиям могут составить в общей сложности $1,5 млрд. Понесут потери и другие отрасли промышленности.
Украинские экспортеры назвали основные проблемы с внедрением CBAM в Украине:
1. Отсутствие аккредитации для украинских верификаторов выбросов в Еврокомиссии
Пока этот процесс еще не запущен.
2. Отсутствие отработанной процедуры отчетности
Препятствием для компаний явилась сложность сбора необходимых данных и сложная и противоречивая методика расчета встроенных выбросов.
3. Отсутствие соответствующей документации по CBAM в Украине
4. Неготовность украинских компаний к 2026 г.
Из-за полномасштабного вторжения и отсутствия финансовой помощи со стороны государства и Европейского Союза компании-производители не успеют модернизировать или заменить производственное оборудование на новое, отвечающее европейским требованиям по выбросам углерода.
5. Отсутствие заинтересованности властей
Эксперты и представители бизнеса уверены, что украинское правительство не делает достаточно для того, чтобы помочь украинским компаниям подготовиться к CBAM.
Введение CBAM направлено на уменьшение углеродных выбросов и предотвращение процессов глобального потепления. Украинские производители сталкиваются с многочисленными вызовами в разрезе внедрения CBAM в Украине: недостаточная подготовка, отсутствие надлежащей документации и трудности с аккредитацией верификаторов. Однако в условиях форс-мажора Украина может избежать уплаты углеродной пошлины. Важно, чтобы правительство и бизнес активизировали усилия по адаптации к новым экологическим стандартам, чтобы минимизировать потенциальные экономические потери и обеспечить конкурентоспособность украинской продукции на европейском рынке.