9 сентября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №6018 "Об экологическом страховании", который накануне без обсуждения одобрил Кабинет министров. При этом, по словам бизнес-ассоциаций, ключевые их замечания учтены не были.
Об этом говорится в сайте ЕБА.
Законопроект предусматривает введение обязательного экологического страхования для предприятий высокой степени риска. В случае отсутствия действующего договора экологического страхования или нарушения иных требований документа деятельность предприятий может быть остановлена частично или полностью.
"Как мы видим, принятие законопроекта очень форсируется. В то же время, у бизнеса возникает немало вопросов в этом контексте. Один из них, сколько это может стоить для компании. Сейчас с проекта документа это непонятно, что, очевидно, является удивительным. Ведь это, опять же, нарушает принципы долгосрочного планирования — компании не закладывали в бюджет сумму на экологическое страхование. Так откуда взять средства на это — риторический вопрос", — заявила исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.
В Ассоциации напомнили, что в Украине уже действует два вида подобного обязательного страхования гражданской ответственности — для предприятий повышенной опасности и для инвестора, в частности, за ущерб, причиненный окружающей среде, по соглашению о распределении продукции. Следовательно, неизвестно, каким образом будут согласовываться между собой эти законодательные требования, и не вынуждены ли будут предприятия заключать несколько договоров страхования с похожими объектами страхования.
"В ЕС механизм экологической ответственности регулируется Директивой 2004/35/ЕС. Документ не устанавливает обязательного финансового обеспечения, а только поощряет государства-члены содействовать развитию соответствующих финансовых и экономических инструментов и рынков финансовых гарантий, охватывающих экологическую ответственность. Под финансовыми гарантиями понимается широкий спектр инструментов (предоставление корпоративных и банковских гарантий и т.д.) и страхование является лишь одним из них. В большинстве стран ЕС экологическое страхование является добровольным, обязательным является только страхование аварий на потенциально опасных объектах, по аналогии с тем, что уже существует в Украине", — сказано в сообщении.
В ЕБА напомнили, некоторые положения законопроекта не согласуются с действующим законодательством о страховании:
- страховым случаем в экологическом страховании является вступление в законную силу решения суда, а не сам факт события, с наступлением которого возникает страховая обязанность;
- экологическое страхование предлагается отнести к видам добровольного страхования, хотя фактически оно будет обязательным для более чем 14 000 предприятий высокой степени риска, и тому подобное.
Кроме этого, документ содержит большое количество нечетких положений, что может привести к разночтениям, а значит, создавать коррупционные риски. В частности, речь идет о таких аспектах:
1) среди существенных условий договора экологического страхования отсутствуют причины отказа в выплате страховых сумм по такому договору, что может привести к ничтожности таких договоров;
2) отсутствие определенных сроков регистрации договора страхования в Реестре, как обязательного условия вступления в силу, создает риск того, что даже после оплаты по договору он будет считаться недействительным;
3) отсутствие методологии расчета рентабельности страховых компаний — членов Бюро при установлении обязательства поддерживать целевой уровень рентабельности за счет средств Бюро, не совсем соответствует принципам коммерческого страхования, а также может привести к неконтролируемому выводу денег с Бюро, и как результат — к росту страхового тарифа;
4) отсутствие законодательного определения мер по модернизации и превентивной политики уменьшения вероятности наступления страховых случаев, на которые застрахованые компании смогут, при отсутствии страховых случаев в течение последних 3 лет, использовать часть средств Бюро, вместе с отсутствием порядка получения таких средств может содержать ангажированность и непрозрачность в принятии решений о выдаче средств;
5) слишком широкая ответственность за нарушение норм законопроекта, в том числе отсутствие определения фактических составов правонарушений, может привести к тому, что контролирующие органы смогут применять положения Проекта Закона неоднозначно;
6) отсутствие обязательства страховщиков заключать договор экологического страхования при наличии соответствующей инициативы предприятия и отсутствия ответственности за это для страховщиков потенциально создает дополнительные риски не заключения такого договора;
7) не урегулированность вопроса об освобождении предприятия от возмещения расходов, если вред был причинен третьей стороной вопреки принятым им надлежащим мерам безопасности или является результатом соблюдения властных распоряжений или инструкций, может стать причиной для злоупотреблений и блокировки деятельности предприятий.
"Европейская Бизнес Ассоциация направляла вышеупомянутые замечания и предложения к законопроекту, однако они учтены не были. Надеемся, экологическое страхование в Украине не станет дополнительным инструментом сбора средств с добросовестного бизнеса", — добавили в ЕБА.
Как сообщала ЭкоПолитика, в апреле была создана рабочая группа для разработка концепции механизма экологического страхования.
8 сентября Кабинет министров Украины поддержал представление в Верховную Раду законопроекта "Об экологическом страховании", который предусматривает создание Бюро экологического страхования.