В Украине хотят на 200% повысить эконалог: что не так с новым "фискальным" законопроектом Кабмина

В Украине хотят на 200% повысить эконалог: что не так с новым "фискальным" законопроектом Кабмина shutterstock

Олекса Франко

На законопроект уже отреагировало экологическое сообщество и раскритиковало инициативу Кабинета министров

2 июня в Верховной Раде Украины зарегистрировали правительственный законопроект №5600 "Об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений", который, среди прочего, поднимет ставку экологического налога на 300%.

ЭкоПолитика проанализировала документ и предоставляет своим читателям возможность детально ознакомиться с его основными положениями.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что в соответствии с пунктом 4 раздела XIX Налогового кодекса Кабинет Министров ежегодно до 1 июня в случае необходимости вносит в Верховную Раду проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно ставок налогообложения с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции с акцизного налога, экологического налога и рентной платы.

"С 2019 года в соответствии с этим положением ставки налогов не пересматривались, а ставки акцизного налога на алкогольные напитки не пересматривались с 2017 года.

Кроме того, текущая экономическая ситуация требует пересмотра подходов к взиманию отдельных налогов, как будут направлены на:

- создание более эффективных механизмов взымания этих налогов;

- недопущение необоснованного пользования налоговыми льготами;

- содействие повышению добровольности уплаты налогов;

- создание справедливых условий налогообложения для всех налогоплательщиков;

- обеспечение мобилизации финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней в достаточном объеме", — объясняют авторы документа необходимость такого шага.

Какие налоги предлагают поднять:

  • ставки за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты — увеличить в 1,6 раза и предусмотреть их восьмикратное повышение в 2029 году (постепенно);

На первый взгляд, норма направлена ​​на сокращение выбросов и очистку рек. Но, с другой стороны, повышение налога может привести к ситуации, при которой "загрязнители" будут скрывать реальные объемы выбросов с целью уменьшения налоговых платежей. Как следствие, это усилит коррупционные риски в сфере.

Еще одним результатом такого решения может стать повышение коммунальных тарифов для населения, поскольку возрастет фискальная нагрузка на предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Украины.

  • поднять ставки за выбросы двуокиси углерода (СО2) с 10 грн/т до 30 грн/т (на 200% или втрое)

В Украине эконалог не имеет целевого назначения, а играет исключительно фискальную роль. Поэтому повышение его ставок не имеет отношения к заботе об окружающей среде, а лишь является способом наполнения бюджета. Украина задекларировала амбициозный план по сокращению выбросов парниковых газов в НВВ2, но при этом не представила конкретные механизмы поддержки промышленности.

Если же сейчас правительство только поднимет налоги, без его целевого назначения и программ поддержки, то амбициозная цель НВВ2 так и не будет достигнута.

  • повысить ставки на отходы для предприятий горной промышленности с 0,49 грн до 1,5 грн/т (на 200% или втрое);

Принятие этой нормы увеличит фиксированные расходы, а как следствие и себестоимость продукции украинских предприятий горнодобывающей отрасли. Тем самым снизится их конкурентоспособность.

Также есть определенная несогласованность в действиях правительства, поскольку эконалог на размещение безопасных отвалов горнодобывающей промышленности планируют увеличить на 200%, тогда как на опасные лишь на 5%.

"Принятие законопроекта позволит получить дополнительные поступления в сводный бюджет около 50 млрд гривен в расчете на год. Законопроект обеспечит:

- приведение размеров ставок налогов в соответствии с инфляционными процессами в экономике;

- повышение эффективности взымания отдельных налогов и погашения налогового долга", — указывают авторы законопроекта.

Однако, ни слова не сказано о негативных последствиях или рисках в случае принятия законопроекту, что является удивительным. Ведь правительство должно разносторонне прогнозировать последствия своих инициатив.

shutterstock

Источник: shutterstock

На законопроект уже отреагировало экологическое сообщество и раскритиковало инициативу Кабинета министров.

В частности, в Профессиональной Ассоциации Экологов Украины подчеркнули, что текущий механизм сбора и перераспределения экологического налога является неэффективным с точки зрения целевого использования всех средств на финансирование природоохранных мероприятий.

"Размер эконалога должен иметь не только фискальный характер, а содержать поощрительную, мотивационную, стимулирующую составляющую. Практика экспериментов для быстрых и необоснованных решений должна быть прекращена! Денежные средства от сбора экологического налога должны иметь целевой характер и направляться только на экологические проекты и снижение выбросов парниковых газов", — сказано в заявлении ПАЭУ.

В Ассоциации убеждены, что необходимо создание действенного механизма стимулирования экомодернизации всех отраслей хозяйствования.

"Ставки экологического налога должны расти, но этот рост должен быть с четким и прозрачным экономическим обоснованием. В частности, ставки экологического налога должны расти прогнозируемо, то есть должен быть утвержден план повышения ставок экологического налога на 5-10 лет. Это даст предприятиям, в том числе и экономике Украины в целом, возможность планировать свою хозяйственную деятельность с учетом ужесточения экологических требований", — заявили в ПАЭУ.

Отмечается, что для повышения тарифов должны быть проведены анализ и расчеты с обоснованиями на поэтапные повышения (как это происходило в ряде стран ЕС).

В частности раскритиковала законопроект и председатель Общественного Совета при Министерстве защиты окружающей среды Светлана Берзина.

"Возвращаясь к теме эконалога еще раз хочу подчеркнуть четкую позицию ВОО "Живая планета" которую я возглавляю, так и моих коллег — Общественного совета при Минприроды Украины:

- экологический налог должен тратиться исключительно на природоохранные мероприятия;

- должна быть введена эффективная система эффективности его использования и государственной поддержки внедрения зеленой модернизации. Так, как делается во всем мире, в частности в Европе, но пока не в нашем государстве.

Итак, система распределения и использования полученных средств экологического налога нуждается в коренной реформе. И только после этого можно говорить о пересмотре ставок экологического налога", — заявила она.

Эколог, в частности, спрогнозировала, что повышение экологического налога повлияет на повышение стоимости тарифов на все виды коммунальных услуг и электроэнергию.

"Любая отрасль является энергозависимой, так вырастут цены на продукты, товары, услуги. При этом мы должны понимать и тот факт, что без реформы любые изменения в размере эконалога не повлияют ни на качество состояния окружающей среды, ни на качество нашей жизни", — пояснила Берзина.

Напоследок, хотелось бы задать один простой вопрос нашей власти: может достаточно прикрываться заботой о природе, чтобы банально наполнить бюджет? Никто не спорит с тем, что эконалогом нужно поднимать, но есть одно но. Пока нет целевого назначения этих средств, то вся наша "забота об окружающей среде" выглядит как борьба Дон Кихота с ветряными мельницами — фарсом.

Читайте также
Ивано-Франковская область – в тройке лидеров по уплате экологического налога: работают ли эти средства по назначению?
Ивано-Франковская область – в тройке лидеров по уплате экологического налога: работают ли эти средства по назначению?

В перечне экологических мероприятий — строительство и реконструкция очистных сооружений, оборудование пунктов мониторинга состояния воздуха, строительство и расширение полигонов для хранения отходов

Трамп "потопил" историческую попытку ЕС обложить налогом выбросы от морских перевозок
Трамп "потопил" историческую попытку ЕС обложить налогом выбросы от морских перевозок

Парниковые газы от судоходства составляют 3% от мировых выбросов углерода

Украинский бизнес уплатил более 4 млрд грн экологического налога
Украинский бизнес уплатил более 4 млрд грн экологического налога

Предприятия уплатили на 300 млн грн больше эконалога, чем в прошлом году

Запорожские предприятия перечислили в бюджет 275 млн грн экологического налога
Запорожские предприятия перечислили в бюджет 275 млн грн экологического налога

Через действие эконалога бюджеты получили дополнительные средства на внедрение "зеленой" политики