В Украине хотят на 200% повысить эконалог: что не так с новым "фискальным" законопроектом Кабмина shutterstock

В Украине хотят на 200% повысить эконалог: что не так с новым "фискальным" законопроектом Кабмина

Олекса Франко

На законопроект уже отреагировало экологическое сообщество и раскритиковало инициативу Кабинета министров

2 июня в Верховной Раде Украины зарегистрировали правительственный законопроект №5600 "Об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений", который, среди прочего, поднимет ставку экологического налога на 300%.

ЭкоПолитика проанализировала документ и предоставляет своим читателям возможность детально ознакомиться с его основными положениями.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что в соответствии с пунктом 4 раздела XIX Налогового кодекса Кабинет Министров ежегодно до 1 июня в случае необходимости вносит в Верховную Раду проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно ставок налогообложения с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции с акцизного налога, экологического налога и рентной платы.

"С 2019 года в соответствии с этим положением ставки налогов не пересматривались, а ставки акцизного налога на алкогольные напитки не пересматривались с 2017 года.

Кроме того, текущая экономическая ситуация требует пересмотра подходов к взиманию отдельных налогов, как будут направлены на:

- создание более эффективных механизмов взымания этих налогов;

- недопущение необоснованного пользования налоговыми льготами;

- содействие повышению добровольности уплаты налогов;

- создание справедливых условий налогообложения для всех налогоплательщиков;

- обеспечение мобилизации финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней в достаточном объеме", — объясняют авторы документа необходимость такого шага.

Какие налоги предлагают поднять:

  • ставки за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты — увеличить в 1,6 раза и предусмотреть их восьмикратное повышение в 2029 году (постепенно);

На первый взгляд, норма направлена ​​на сокращение выбросов и очистку рек. Но, с другой стороны, повышение налога может привести к ситуации, при которой "загрязнители" будут скрывать реальные объемы выбросов с целью уменьшения налоговых платежей. Как следствие, это усилит коррупционные риски в сфере.

Еще одним результатом такого решения может стать повышение коммунальных тарифов для населения, поскольку возрастет фискальная нагрузка на предприятия водопроводно-канализационного хозяйства Украины.

  • поднять ставки за выбросы двуокиси углерода (СО2) с 10 грн/т до 30 грн/т (на 200% или втрое)

В Украине эконалог не имеет целевого назначения, а играет исключительно фискальную роль. Поэтому повышение его ставок не имеет отношения к заботе об окружающей среде, а лишь является способом наполнения бюджета. Украина задекларировала амбициозный план по сокращению выбросов парниковых газов в НВВ2, но при этом не представила конкретные механизмы поддержки промышленности.

Если же сейчас правительство только поднимет налоги, без его целевого назначения и программ поддержки, то амбициозная цель НВВ2 так и не будет достигнута.

  • повысить ставки на отходы для предприятий горной промышленности с 0,49 грн до 1,5 грн/т (на 200% или втрое);

Принятие этой нормы увеличит фиксированные расходы, а как следствие и себестоимость продукции украинских предприятий горнодобывающей отрасли. Тем самым снизится их конкурентоспособность.

Также есть определенная несогласованность в действиях правительства, поскольку эконалог на размещение безопасных отвалов горнодобывающей промышленности планируют увеличить на 200%, тогда как на опасные лишь на 5%.

"Принятие законопроекта позволит получить дополнительные поступления в сводный бюджет около 50 млрд гривен в расчете на год. Законопроект обеспечит:

- приведение размеров ставок налогов в соответствии с инфляционными процессами в экономике;

- повышение эффективности взымания отдельных налогов и погашения налогового долга", — указывают авторы законопроекта.

Однако, ни слова не сказано о негативных последствиях или рисках в случае принятия законопроекту, что является удивительным. Ведь правительство должно разносторонне прогнозировать последствия своих инициатив.

shutterstock

Источник: shutterstock

На законопроект уже отреагировало экологическое сообщество и раскритиковало инициативу Кабинета министров.

В частности, в Профессиональной Ассоциации Экологов Украины подчеркнули, что текущий механизм сбора и перераспределения экологического налога является неэффективным с точки зрения целевого использования всех средств на финансирование природоохранных мероприятий.

"Размер эконалога должен иметь не только фискальный характер, а содержать поощрительную, мотивационную, стимулирующую составляющую. Практика экспериментов для быстрых и необоснованных решений должна быть прекращена! Денежные средства от сбора экологического налога должны иметь целевой характер и направляться только на экологические проекты и снижение выбросов парниковых газов", — сказано в заявлении ПАЭУ.

В Ассоциации убеждены, что необходимо создание действенного механизма стимулирования экомодернизации всех отраслей хозяйствования.

"Ставки экологического налога должны расти, но этот рост должен быть с четким и прозрачным экономическим обоснованием. В частности, ставки экологического налога должны расти прогнозируемо, то есть должен быть утвержден план повышения ставок экологического налога на 5-10 лет. Это даст предприятиям, в том числе и экономике Украины в целом, возможность планировать свою хозяйственную деятельность с учетом ужесточения экологических требований", — заявили в ПАЭУ.

Отмечается, что для повышения тарифов должны быть проведены анализ и расчеты с обоснованиями на поэтапные повышения (как это происходило в ряде стран ЕС).

В частности раскритиковала законопроект и председатель Общественного Совета при Министерстве защиты окружающей среды Светлана Берзина.

"Возвращаясь к теме эконалога еще раз хочу подчеркнуть четкую позицию ВОО "Живая планета" которую я возглавляю, так и моих коллег — Общественного совета при Минприроды Украины:

- экологический налог должен тратиться исключительно на природоохранные мероприятия;

- должна быть введена эффективная система эффективности его использования и государственной поддержки внедрения зеленой модернизации. Так, как делается во всем мире, в частности в Европе, но пока не в нашем государстве.

Итак, система распределения и использования полученных средств экологического налога нуждается в коренной реформе. И только после этого можно говорить о пересмотре ставок экологического налога", — заявила она.

Эколог, в частности, спрогнозировала, что повышение экологического налога повлияет на повышение стоимости тарифов на все виды коммунальных услуг и электроэнергию.

"Любая отрасль является энергозависимой, так вырастут цены на продукты, товары, услуги. При этом мы должны понимать и тот факт, что без реформы любые изменения в размере эконалога не повлияют ни на качество состояния окружающей среды, ни на качество нашей жизни", — пояснила Берзина.

Напоследок, хотелось бы задать один простой вопрос нашей власти: может достаточно прикрываться заботой о природе, чтобы банально наполнить бюджет? Никто не спорит с тем, что эконалогом нужно поднимать, но есть одно но. Пока нет целевого назначения этих средств, то вся наша "забота об окружающей среде" выглядит как борьба Дон Кихота с ветряными мельницами — фарсом.

Читайте также
Бизнесы Ровенщины за 5 месяцев уплатили более 57 млн ​​грн эконалога
Бизнесы Ровенщины за 5 месяцев уплатили более 57 млн ​​грн эконалога

Это на 30% превысило аналогичный показатель прошлого года

Загрязнители Львовщины заплатили десятки миллионов эконалогов в 2024 году
Загрязнители Львовщины заплатили десятки миллионов эконалогов в 2024 году

45% эконалогов поступает в государственный бюджет, 30% – в областной, а 25% остается в местном

Загрязнители Тернопольщины заплатили рекордные эконалоги в 2023 году
Загрязнители Тернопольщины заплатили рекордные эконалоги в 2023 году

В специальный фонд местных бюджетов направлено 8,8 миллиона гривен