В Швеции производитель стали SSAB объединил усилия с горнодобывающей компанией LKAB и поставщиком электроэнергии Vattenfall в проекте HYBRIT, который позволит металлургической промышленности полностью отказаться от ископаемого топлива и углерода через 20 лет.
Технология HYBRIT полагается на "зеленый" водород на установках прямого восстановления как экологически чистую альтернативу традиционным доменным печам, работающим на угле, сообщает GreenSteelWorld.
Традиционный процесс производства стали является угрозой для будущего, ведь использование коксующегося угля в сталелитейной промышленности имеет значительные выбросы углерода. Швеция стремится стать первым в мире государством благосостояния без ископаемых топлив, и HYBRIT – сокращение Hydrogen Breakthrough Ironmaking Technology – это количественный скачок в этом направлении.
Первый пилотный завод HYBRIT для производства губчатого чугуна без ископаемых веществ в Лулео открылся в августе 2020 года.
Проект предусматривает ежегодное производство около 1,35 миллиона тонн чугуна, восстановленного водородом, который будет использоваться для производства сырой стали, что составляет примерно 25% от общего производства Швеции.
Расчеты Инновационного фонда ЕС показали, что это позволит сократить выброс парниковых газов на 14,3 миллиона тонн CO₂ в течение первых 10 лет эксплуатации.
Плотные объекты HYBRIT
- Пеллетный завод LKAB в Мальмбергете – первый в мире пеллетный завод без использования ископаемых веществ. Осенью 2020 года были сделаны успешные попытки изготовить первые в мире железорудные окатыши с биомаслом.
- Прямое восстановление с помощью водорода в Лулео – завод имеет реактор прямого восстановления, где водород восстанавливает железную руду до железа. На данной установке водород производится методом электролиза воды с внедрением электроэнергии без использования ископаемых топлив.
- Хранение водорода в Лулео – "зеленый" водород является ключевым элементом успеха HYBRIT, поэтому, чтобы обеспечить поставки водорода без ископаемых топлив, важно иметь возможность хранить его в безопасных и эффективных условиях.
- Выплавка губчатого железа в Лулео – завод проводит эксперименты по плавлению губчатого железа, HBI (горячебрикетированного железа), что является результатом прямого восстановления железной руды в так называемом DRI.
Основные направления исследовательской программы HYBRIT:
- снабжение электроэнергией без использования ископаемых топлив;
- производство и хранение водорода;
- производство безостановочных железорудных окатышей;
- водородное восстановление железной руды;
- производство стали из железной руды, восстановленной водородом
- "навстречу рынку".
Промышленные установки для HYBRIT должны появиться в 2030-2040 годах, а с 2045 планируется не использовать ископаемые топлива на 100%. Впоследствии SSAB планирует осуществить переход на всех своих предприятиях и как можно быстрее обеспечить цепочку создания стоимости без ископаемого топлива для автомобильной промышленности и тяжелого транспорта.
В 2021 году компания SSAB поставила Volvo Group первую сталь без ископаемых веществ, производимую на пилотном заводе HYBRIT в Лулео. Тогда компания изготовила прототип первого в мире транспортного средства, используя "зеленую" сталь.
"Уже к 2026 году наша цель – поставить на рынок сталь без ископаемых веществ и продемонстрировать технологию в промышленных масштабах", – говорится в материале.
В ноябре 2021 года Европейский Союз объявил, что в целом инвестирует более €1,1 миллиарда в семь масштабных инновационных проектов в рамках Инновационного фонда. HYBRIT является единственным из проектов в металлургии, получившим поддержку в первом конкурсе. Проект получил общую сумму в €143 миллиона.
"HYBRIT прокладывает путь к фундаментальным изменениям в мировой сталелитейной промышленности. Это также демонстрирует, насколько быстро может произойти экологический переход: несколько лет назад возможность производства стали без выбросов звучала бы как научная фантастика. Сейчас "зеленая" сталь выходит на рынок. Поддержка, предоставленная через Инновационный фонд является свидетельством важности и потенциала этой технологии, и Европейская комиссия убеждена, что этот передовой проект повысит общую конкурентоспособность Европейского Союза. У "зеленой" стали будущее, и это будущее уже здесь", – сказал Франс Тиммерманс, исполнительный вице-президент Европейской комиссии, ответственный за Европейское "зеленое" соглашение.
По словам Мартина Линдквиста, президента и генерального директора SSAB, спрос на экологически чистое потребление растет, а сталь, не содержащая ископаемых веществ, станет новой нормой. Он прогнозирует, что HYBRIT изменит правила игры в концептуализации чего-либо, что невозможно было представить еще несколько лет назад.
Доктор Мартин Пэй, исполнительный вице-президент и технический директор SSAB, отметил, что с помощью HYBRIT партнеры совместного предприятия хотят оказать глобальное влияние, и поэтому они упорно работают, чтобы сделать технологию более стабильной и устойчивой. SSAB стремится развить эту технологию в коммерческих масштабах и стать первым, кто выпустил на рынок сталь без ископаемых, но со временем они будут открыты для того, чтобы поделиться своей технологией с остальным миром.
Кроме того, SSAB инвестировал значительные средства в сталь без ископаемых, и в рамках этого процесс производства будет задокументирован в экологической декларации продукта (EPD). EDP рассказывает историю жизненного цикла продукта в едином исчерпывающем отчете.
""Зеленая" сталь набирает обороты в Европе и многих других частях света. Потребители становятся осведомленными, и растет спрос на устойчивые цепочки создания стоимости во всех отраслях. Для компаний это шанс сделать углеродный нейтралитет стратегическим конкурентным преимуществом и нравственной ответственностью. Люди осознают неотложность климатической ситуации, и сейчас пора для компаний убедиться, что их бизнес пригоден для будущего”, – подытожили в материале.
Напомним, Австрийская компания по производству стали Voestalpine отгрузила заказчикам первую партию стальных рулонов с низким содержанием углерода, изготовленную по технологии greentec Steel Edition.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, BP подписала меморандум о взаимопонимании с Thyssenkrupp Steel (Германия) о развитии долгосрочных поставок водорода с низким содержанием углерода и "зеленой" энергии в производстве стали.