В ЕС планируют декарбонизировать системы централизованного теплоснабжения shutterstock

В ЕС планируют декарбонизировать системы централизованного теплоснабжения

Екатерина Белоусова

Проекты централизованного отопления обеспечивают более системный, коллективный подход к декарбонизации отопления, чем индивидуальные решения.

В Европе все муниципалитеты с населением более 50 тысяч жителей должны разработать дорожные карты по декарбонизации систем отопления и охлаждения в соответствии с проектом законодательства ЕС.

Это произойдет в рамках Директивы об энергоэффективности (EED), которую предложила Европейская комиссия, сообщает EURACTIV.

Переход подземных труб горячей воды на ВИЭ, составляющих около 10% теплового рынка ЕС, становится неотложным приоритетом в процессе отказа от угля и газа.

"Все города с амбициозными энергетическими и климатическими планами намерены развивать централизованное отопление", – сказал Биргер Лауэрсен, президент Euroheat&Power, ассоциации, представляющий сектор централизованного теплоснабжения в Брюсселе.

Он объяснил, что эти проекты в значительной степени базируются на возобновляемых источниках энергии и отходах тепла, обычно поступающих от промышленности или третичного сектора, например центров обработки данных.

По данным Euroheat&Power, централизованное отопление в Европе работает преимущественно на ископаемом топливе, причем природный газ и уголь составляют около 30% и 26% топливной смеси. А переход на чистые источники энергии медленный процесс, ожидается, что к июню ассоциация разработает дорожную карту для декарбонизации сектора к 2050 году.

В материале отметили, что одним из наиболее неиспользованных источников энергии является отработанное тепло тяжелых отраслей промышленности, таких как металлургические заводы или нефтехимические объекты. Они могут сэкономить весь природный газ, который используется для отопления зданий в Европе.

Для его сбора и доведения к домохозяйствам нужно построить сеть подземных труб. Этот процесс связан с политическими и административными трудностями.

"По централизованному отоплению вы должны привлекать местные власти на каждом шагу в решении проблем, потому что вы должны копать землю, чтобы построить инфраструктуру", – сказал он.

Лауэрсен предупредил, что пробелы в основном есть в странах-членах, а не на уровне ЕС.

Локальные планы модернизации систем отопления и охлаждения будут базироваться на данных, предоставленных в комплексной оценке отопления и охлаждения, которую каждая страна ЕС подготавливает как часть своих национальных энергетических и климатических планов, которые ежегодно представляют Европейской комиссии.

"Нам, безусловно, понадобится комплексное планирование на местном уровне, где мы сосредотачиваемся на всей энергетической системе", – сказал Ганс Кортевег, управляющий директор COGEN Europe, торговой ассоциации, представляющей когенерационную промышленность.

По словам Кортевега, национальные планы должны учитывать все доступные ресурсы – будь то от отработанного тепла, электроэнергии или газовых сетей – чтобы максимизировать использование возобновляемых источников во всех энергетических векторах и обеспечить эффективное использование этих ВИЭ.

Уменьшение рисков инвестиций: не все зависит от денег

Независимо от топлива, получение проектов через линию обычно требует времени, поскольку сети централизованного теплоснабжения имеют высокие первоначальные расходы и длительные периоды окупаемости. И деньги – не самая большая проблема.

Лауэрсен отметил, что деньги на переход есть, ведь частные компании и пенсионные фонды очень заинтересованы в проектах централизованного теплоснабжения из-за своих долгосрочных обязательств.

"Чего, возможно, не хватает, так это не столько денег, сколько управление риском, потому что это долгосрочные инвестиции", – добавил он.

Проекты централизованного теплоснабжения могут конкурировать с другими отопительными решениями, такими как индивидуальные тепловые насосы или новые проекты ветровых электростанций, выполнение которых занимает меньше времени и, как правило, привлекают больше внимания со стороны политиков.

"Вы можете создать сеть централизованного теплоснабжения, и вдруг вы останетесь без клиентов, потому что цены на газ или электроэнергию могут оказаться слишком низкими", – пояснил Лауэрсен часть рисков.

Однако он утверждал, что проекты централизованного отопления стоят реализации, поскольку они обеспечивают более системный, коллективный подход к декарбонизации отопления, а не индивидуальные решения. Ведь, например, тепловые насосы имеют высокие первоначальные расходы и могут быть недоступны большинству домохозяйств. Также централизованное отопление является предпочтительным вариантом, когда дело доходит до обслуживания масс.

Только Германия требует по меньшей мере один миллиард евро субсидий в год до 2030 года, чтобы расширить сети, пояснил Андрей Йенч, менеджер программы IEA DHC, центра Международного энергетического агентства для международных исследований централизованного теплоснабжения.

"Без централизованного отопления и охлаждения очень вероятно, что теплоснабжение будет гораздо дороже", – сказал он.

Йенч высоко оценил усилия Европейской комиссии по декарбонизации отопления, сказав, что война в Украине дает ЕС множество причин быстро отказаться от угля и газа. Но он предостерег от чрезмерной сосредоточенности на быстром индивидуальном отоплении. Хотя тепловые насосы могут быть целесообразны для более сельских или пригородных районов, города с высокой плотностью также должны оставлять возможность подключения к системе централизованного отопления.

По словам Йенча, нормативная определенность является первоочередной для того, чтобы проекты были завершены вовремя.

"Итак, если у нас будет законодательная база, которая гарантированно продлится определенное время или, по крайней мере, не ухудшит экономическую ситуацию – это очень помогло бы", – добавил он.

Напомним, Европарламент утвердил новые правила для финансирования энергетических проектов.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, эксперты IRENA предложили меры по преодоление энергетического и климатического кризисов.

Читайте также
Канада и ЕС договорились помогать развивать углеродное ценообразование в мире
Канада и ЕС договорились помогать развивать углеродное ценообразование в мире

Они подчеркнули решающую роль частного сектора в стимулировании инноваций и ускорении инвестиций для перехода на чистую энергию

Фонд декарбонизации до сих пор не заработал: получает деньги, но не может их использовать
Фонд декарбонизации до сих пор не заработал: получает деньги, но не может их использовать

Учреждение не может выполнять задачи, для которых было создано

Государственный фонд декарбонизации: ждем печального будущего?
Государственный фонд декарбонизации: ждем печального будущего?

Государственный фонд декарбонизации не может финансировать климатические меры