Украина сможет получить отсрочку от участия в европейском механизме углеродной корректировки импорта CBAM, если власти активизируют переговоры с ЕС и будут иметь сильную позицию.
Ведь уплата углеродных пошлин может стать непосильным бременем для пострадавших от войны промышленных предприятий, заявил глава Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес Ассоциации, директор GMK Center Станислав Зинченко, сообщает OBOZREVATEL.
Как известно, CBAM распространяется на импорт цемента, железа, стали, алюминия, удобрений, электроэнергии и водорода. Он является одним из основных инструментов климатической политики ЕС, который призван стимулировать глобальную декарбонизацию, чтобы снизить выбросы парниковых газов и ограничить глобальное потепление до 1,5℃ и по крайней мере замедлить катастрофическое изменение климата.
“[CBAM] Это очень большая проблема, которая может окончательно “добить” работающие не в полную мощность металлургические комбинаты. И она будет относиться не только к металлургии, она будет касаться и цементной отрасли, и химической отрасли, и энергетики", – сказал он.
Зинченко подчеркнул, что, по расчетам ЕВА, из-за CBAM украинский экспорт ежегодно будет терять минимум €1,5 миллиарда. Кроме того, стоимость CBAM-сертификатов неизвестна.
Он подчеркнул, что переговоры по CBAM для Украины продолжаются 4-5 лет, но активность украинской стороны в этом вопросе остается не слишком высокой, несмотря на серьезность проблемы.
По его словам, Украина может получить отсрочку от уплаты CBAM, предусмотренную европейским законом в случае форс-мажорных обстоятельств, которым является война. Однако для этого нужна сильная позиция украинской стороны, которой пока нет.
Следует отметить, что с октября 2023 года по 2026-й компании должны только отчитываться о прямых выбросах от импортируемых в ЕС товаров. С 2026 импортерам придется получать CBAM-сертификаты и оплачивать разницу между европейской ценой за выбросы парниковых газов в Системе торговли квотами на выбросы углерода (EU ETS) и ценой в стране происхождения. Так в 2023 году стоимость квот в ETS достигала около €76, а в Украине стоимость тонны выбросов углерода – 30 гривен. Уплату углеродных пошлин будут вводить постепенно до 2034 года с той же скоростью, что и отмену бесплатных квот на выбросы для европейских производителей.
Одним из путей уменьшения налогового бремени CBAM является экологическая модернизация предприятий. То есть компания может снизить выбросы, следовательно, и покупать меньше CBAM-сертификатов. Такую модернизацию предприятия могут проводить за собственные средства или благодаря программам финансирования.
Однако европейские компании годами получали финансирование на экомодернизацию и реализацию проектов по декарбонизации, которое продолжается до сих пор. Например, только за восемь месяцев 2023 года несколько европейских компаний получили гранты или другую государственную помощь для декарбонизации на €8,7 млрд. Однако аналогичной помощи для украинских предприятий нет, а в условиях войны компании могут привлечь необходимое кредитное финансирование только под очень высокие проценты – под 20% и больше.
Украина нуждается в доступе к финансированию и программам поддержки для зеленого перехода промышленности. Такую возможность закладывает программа финансовой поддержки Ukraine Facility на €50 миллиардов, которая предусматривает восстановление разрушенных промышленных объектов по лучшим доступным технологиям и закладывает финансирование на модернизацию украинской экономики, а также повышение ее ресурсоемкости и конкурентоспособности. Однако в экосообществе считают, что только этой программы недостаточно.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, координаторка Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейского бизнеса Ассоциации Ольга Бойко предупредила, что запуск Ukraine Facility заменит некоторые другие программы поддержки, из-за чего Украина может не получить от ЕС около €4,4 миллиарда потенциального и имеющегося финансирования до 2027 года на зеленую трансформацию.