После общественного обсуждения проекта Стратегии внедрения системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в Украине на период до 2033 года и операционного плана к ней, эксперты Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) сформулировали 4 главных условия эффективной климатической политики в Украине.
Свои предложения специалисты разместили на сайте ЕБА.
Приводим рекомендации правительству, которые они сформулировали.
Во-первых, не спешить с введением СТВ и обеспечить проведение регулярного диалога с бизнесом относительно параметров запуска и функционирования будущей системы торговли квотами (СТВ) .
Эксперты считают, что необходимо провести тщательное планирование и учесть все аспекты, ведь предоставление данных о фактических выбросах СО2 предприятиями, которые являются основой для построения СТВ и его ключевых элементов, приостановлено из-за войны. Возобновить обязательную отчетность планируется только в 2025-2026 гг. Поэтому предложенный правительством запуск пилотной фазы в 2026 году не реалистичен.
Эксперты напомнили, что для качественного определения таких параметров СТВ, как распределение квот, установка верхнего лимита выбросов, обязательно нужно иметь данные о выбросах от предприятий не менее, чем за 3 года.
Также они отметили, что СТВ должна быть экономически выгодной для бизнеса, чтобы стимулировать его к сокращению выбросов.
Во-вторых, избегать дублирования платежей за выбросы, ведь введение СТВ не освободит украинских производителей, экспортирующих продукцию в ЕС, от необходимости платить СВАМ . Это закономерно приведет к существенному поднятию себестоимости всей продукции.
Эксперты уверены, что СВАМ должен рассматриваться отдельно от СТВ. Они высказали мнение, что попытки внедрения СТВ в сроки до начала действия финансовых обязательств СВАМ в 2026 г. могут привести к коллапсу подготовки и к СВАМ, и к СТВ с учетом ограниченных ресурсов государственных органов и бизнеса.
Специалисты ЕБА настаивают, что Украина должна добиваться применения СВАМ к украинским товарам по декларативному принципу (без уплаты налогов) с учетом ущерба, причиненного войной.
"Введение СТВ приведет к существенным вызовам дальнейшего восстановления экономики не только из-за роста финансовой нагрузки на производителей продукции, но и из-за повышения стоимости электроэнергии, цемента, стали и ряда других групп продуктов, которые критически важны во время войны и восстановления", – предупредили представители бизнеса.
В-третьих, способствовать достижению применения СВАМ к Украине по декларативному принципу.
Эксперты обратили внимание правительства, что действующее регулирование CBAM позволяет ЕС принять во внимание исключительные и неспровоцированные события, повлекшие за собой разрушительные последствия для экономики и индустриальной инфраструктуры страны, экспортирующей в ЕС товары, охваченные СВАМ. Фактически это будет тот же подход, как и для остальных стран, но без взимания платы за выбросы.
Таким образом можно снизить финансовую нагрузку на бизнес и помочь предприятиям аккумулировать ресурсы для частичного восстановления уровня производства, пострадавшего в результате военных действий.
Специалисты также призвали наработать новый организационный механизм для переговоров с Еврокомиссией, ведь действующая Рабочая группа, созданная правительством в 2021 г., так и не выработала консолидированной позиции украинской стороны относительно подхода в применении СВАМ.
В-четвертых, Министерству экономики следует начать разработку украинского механизма СВАМ для импорта продукции из третьих стран.
Специалисты отмечают, что такой механизм будет способствовать защите национальных производителей и обеспечит одинаковые условия для всех участников рынка в Украине – как производителей, так и импортеров. Он ускорит и упростит процесс интеграции рынка Украины в рынок ЕС после получения Украиной статуса страны-члена ЕС.
"Поскольку в Украине уже действует эконалог на выбросы СО2, введение вышеописанного механизма нужно осуществлять как можно скорее, в частности до момента внедрения СТВ и до момента потенциального получения Украиной членства в ЕС, учитывая ожидаемую долгосрочность этих процессов", – отметили в ЕБА.
Представители бизнеса подчеркнули, что концептуально поддерживают существенные шаги правительства в развитии климатического регулирования, но в то же время предостерегли, что без учета 4 перечисленных ключевых условий они будут неэффективными или вообще останутся только на бумаге.
Ранее ЭкоПолитика сообщала о предупреждении ЕБА, что в нынешних условиях финансовая нагрузка от CBAM будет чрезмерной для украинской экономики.
Также ЭкоПолитика публиковала прогноз от ЕБА, согласно которому Украине понадобится 10 лет для создания рынка торговли квотами на выбросы.