Программа устойчивого развития Украины от экспертов EBA: 10 основных шагов shutterstock

Программа устойчивого развития Украины от экспертов EBA: 10 основных шагов

Маргарита Шевченко

Украине следует приложить значительные усилия, чтобы ускорить имплементацию евроинтеграционных инициатив

Европейская Бизнес Ассоциация представила Путеводитель Ассоциации по реформам 2030 — комплексный стратегический документ, содержащий видение бизнеса относительно необходимых реформ на ближайшие 10 лет. ЭкоПолитика проанализировала документ в части экологии и устойчивого развития и предлагает своим читателям кратко ознакомиться с ними (чтобы прочитать документ полностью, доскрольте до конца страницы).

Украина уже задекларировала свои намерения по поддержке устойчивого развития и его целей: ратифицировано Парижское соглашение по борьбе с изменением климата, подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, адаптировано ЦСР, озвучено стремление стать участником "Европейского зеленого курса". По словам представителей бизнеса, с каждым годом прогресс выполнения взятых в рамках Соглашения об ассоциации обязательств снижается.

"Согласно Отчету о выполнении Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС по 2019, подготовленного Правительственным офисом координации европейской и евроатлантической интеграции, за 2019 год текущий прогресс выполнения Соглашения об ассоциации со стороны КМУ, Верховной Рады Украины, других заинтересованных органов государственной власти составил 50% от запланированного в течение года объема реализации задач. Общий прогресс в сфере "Окружающая природная среда и гражданская защита" составляет 29% и остается на невысоком уровне в течение последних нескольких лет. Поэтому, для того, чтобы сохранить позиции надежного экономического партнера ЕС, Украине следует приложить значительные усилия, чтобы ускорить имплементацию таких инициатив", — указывают авторы документа.

РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ

Предложения EBA:

  • Принять новую концепцию государственного экологического надзора и контроля.
  • Установить четкий перечень полномочий и ответственностью представителей органа, осуществляющего государственный экологический контроль, за нанесенный ущерб в результате профессиональных ошибок во время проверок. В частности, предусмотреть четкие показатели эффективности работы представителей органа.
  • Обеспечить постоянную финансовую поддержку деятельности органа за счет средств Государственного бюджета Украины.

РЕФОРМА ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА

Предложения EBA:

  • Обеспечить зачисление средств эконалога исключительно в специальные фонды с распределением 70% — местные бюджеты, 30% — государственный бюджет, а также разработать и принять унифицированную процедуру планирования и финансирования природоохранных мероприятий.
  • Расширить перечень видов деятельности, относящихся к природоохранным мероприятиям и которые могут финансироваться за счет средств из специальных фондов. Это позволит построить такую систему использования экологических налогов, штрафов и возмещений за вред, причиненный окружающей среде, которая будет направлена исключительно на охрану окружающей среды.
  • Законодательно закрепить возможность предприятиям уменьшить начисленные суммы эконалога в размере до 70% от начисленной суммы эконалога на сумму расходов предприятия на освоение (осуществления) капитальных инвестиций в необоротные активы и/или текущих затрат на охрану окружающей среды, направленных на реализацию проектов экологической модернизации предприятия или других природоохранных мероприятий.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВД)

Предложения EBA:

  • Разработать и имплементировать индивидуальный скрининг о необходимости проходить процедуру ОВД, которая заменит автоматический подход к определению видов деятельности, которые требуют проведения ОВД.
  • Разработать и внедрить отраслевые рекомендации или стандарты для разработки отчета по ОВД и послепроектного мониторинга.
  • Создать условия для получения выводов из ОВД для проектов, реализация которых происходит на территории Изумрудной сети.
  • Четко определить понятие "значительное негативное влияние на окружающую среду", которое сейчас понимается компаниями по-разному. Например, можно уточнить, что "значительное негативное влияние на окружающую среду" — это влияние, которое превышает предельно допустимые нормы и тому подобное.
  • Предусмотреть процедуру "молчаливого согласия": если в течение определенного срока Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины не предоставило отрицательного вывода по ОВД, он автоматически считается положительным.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К АКУТАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Предложения EBA:

  • Способствовать реализации начатой реформы цифровизации экологических услуг и создания электронных баз данных, которые помогут повысить прозрачность в сфере окружающей среды и могут быть использованы для формирования экологического сознания у граждан.

ВНЕДРЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ И ПЕРЕХОДА К ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Предложения EBA:

  • Принять рамочный закон об управлении отходами в соответствии с европейскими нормами.
  • Разработать и принять секторальные законы и региональные планы управления отходами.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ ГОСУДАРСТВА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОССТАНОВЛЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В КАЧЕСТВЕ СЫРЬЯ

Предложения EBA:

  • Разработать действенную процедуру изменения статуса уходов на статус побочного продукта промышленности в рамках обновленного законодательства об управлении отходами.
  • Обновить стандарты, регулирующие дорожное строительство, путем включения возможности использования металлургических шлаков, золошлаковых материалов, шламов и тому подобное.
  • Расширить экологическую составляющую государственных закупок путем усиления нормы (рекомендации) по предпочтении вторичным материалам к постепенному введению требования об обязательном их использования при осуществлении работ и услуг в местностях, находящихся на расстоянии до 200 км от металлургических комбинатов и ТЭС.
  • Разработать механизм компенсации затрат на перевозку промышленных отходов железнодорожным транспортом, ведь сейчас транспортные расходы составляют значительную часть от конечной цены вторичных ресурсов.

ВВЕДЕНИЕ РЫНКА УСТОЙЧИВОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ, В ЧАСТНОСТИ ЗА СЧЕТ "ЗЕЛЕНЫХ ОБЛИГАЦИЙ"

Предложения EBA:

  • Запустить рынок "зеленых" инвестиций путем выпуска государственных "зеленых" облигаций.
  • Создать условия для выпуска "зеленых" облигаций на уровне коммерческого сектора.
  • Привлечь международные финансовые институты, такие как Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКОМОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Предложения EBA:

  • Провести реформу системы экологического налогообложения.
  • Добавить инвестиционные проекты в сфере экологической модернизации в приоритетные проекты со значительными инвестициями.
  • Обеспечить доступ к финансированию экологической модернизации через привлечение международных финансовых институтов и организаций.

ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ПОСТЕПЕННАЯ ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Предложения EBA:

  • Разработать секторальные климатические политики и установить конкретные цели для каждой из них, в частности для энергетики, промышленности, транспорта, жилищно-коммунальных хозяйств и тому подобное.
  • Обновить подход к определению НВВ с учетом секторальных климатических политик и текущей экономической ситуации в стране.
  • Запустить рынок торговли квотами на выбросы парниковых газов.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ ДО ЕЗК И СОЗДАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Предложения EBA:

  • Подготовить и согласовать Позиционный документ об участии Украины в ЕЗК.
  • Разработать и утвердить Национальный план действий по имплементации положений, предусмотренных Позиционным документом об участии Украины в ЕЗК.
  • Создать и утвердить систему институтов государственного финансирования, направленную на выполнение целей ЕЗК. В частности, установить четкие сроки финансирования мероприятий по декарбонизации и также разработать инвестиционный план, разработать и утвердить объем инвестиций и источники финансирования для реализации мероприятий, определенных в соответствии с ЕЗК.

Как сообщала ЭкоПолитика, 12 марта Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины Роман Абрамовский выразил надежду, что в ближайшее время удастся создать Украинский климатический фонд по примеру фондов в Центральной и Восточной Европе.

Читайте также
В ЕБА назвали 4 ключевых условия эффективной климатической политики в Украине
В ЕБА назвали 4 ключевых условия эффективной климатической политики в Украине

Согласно им, климатическая политика должна стимулировать инновации и модернизацию промышленности, а не вредить ей

В ЕБА указали на критические пробелы в новых правилах фиксации эковреда
В ЕБА указали на критические пробелы в новых правилах фиксации эковреда

Вероятно, Постановление в первую очередь направлено на введение нового вида внеплановых экологических проверок

Движением послевоенного восстановления должна стать экономика по принципам Green Deal - EBA
Движением послевоенного восстановления должна стать экономика по принципам Green Deal - EBA

Сейчас экономика ЕС сталкивается с четырьмя вызовами в контексте энергетики и декарбонизации

В EBA указали на пробелы законопроекта "О государственной системе мониторинга среды"
В EBA указали на пробелы законопроекта "О государственной системе мониторинга среды"

Разработчиков призвали доработать законопроект №7327 в соответствии с предложениями бизнес-сообщества