Повышение налога на выбросы СО2: экс-министр экологии объяснил последствия законопроекта №5600 shutterstock

Повышение налога на выбросы СО2: экс-министр экологии объяснил последствия законопроекта №5600

Екатерина Белоусова

Не менее 70% уплаченного налога будет направляться на мероприятия по декарбонизации в определенных отраслях

Законопроект №5600, принятый Верховной Радой 30 ноября, позволит государственному бюджету получать дополнительные ресурсы, а промышленности грозит потерей средств и мотивации для модернизации – из-за “карательной” функции заложенного в него налога на выбросы СО2.

Такое мнение высказал экс-министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак и адвокат Татьяна Бережная в блоге на "НВ.Бизнес".

Авторы отметили, что до принятия закона украинские предприятия, которые в процессе своей деятельности выбрасывают в воздух углекислый газ, были обязаны платить налог на его выбросы. Ставка такого налога составляла 10 гривен за тонну, платить его должны только предприятия, которые выбрасывают более 500 тонн СО2 в год.

Эти налоговые поступления входят в общий фонд государственного бюджета, то есть не имеют целевого назначения и не используются на природоохранные мероприятия или эко-модернизацию промышленности. А его величина, механизм начисления и уплаты не создают предпосылок для стимулирования промышленности к внедрению наилучших доступных технологий для уменьшения нагрузки на окружающую среду или предотвращения изменений климата.

"К сожалению, налог на выбросы двуокиси углерода имеет полностью фискальную природу - он наполняет бюджет и имеет карательную функцию для бизнеса, не стимулирует предприятия к переходу на возобновляемые источники энергии и введение энергоэффективных мер", – считают Семерак и Бережная.

Они отмечают, что "ресурсный" налоговый законопроект №5600 предлагает также изменения и по экологическому налогу. В частности, 5600 предполагает, что ставка налога за выбросы СО2 составит 30 гривен за 1 тонну.

Помимо этого, говорят авторы, 5600 предусматривает, что не менее 70% уплаченного налога будут направлены на мероприятия, проводимые для декарбонизации в определенных отраслях.

"Такими отраслями являются перерабатывающая промышленность и поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха. Какой порядок использования этих средств и какой орган будет распорядителем – пока не ясно. Будут ли получать хотя бы часть уплаченных средств местные бюджеты общин, где находятся эти предприятия, тоже неизвестно”, – отмечают эксперты.

По их мнению, это очень незначительный шаг но пути реформирования экологического налога. Они считают, что увеличение ставки налога на выбросы СО2 с 10 до 30 гривен за тонну ставит акцент на его фискальной функции и не превращает его в финансовый инструмент для поддержки промышленности на пути достижения целей низкоуглеродного развития, которые декларируют власти.

"Название законопроекта 5600, как "ресурсного" оправдывает себя. Государственный бюджет может получить дополнительные ресурсы, а промышленность потерять средства и мотивацию модернизации. Пока выглядит, что приоритетом законотворца являются далекие от современного европейского курса Green Deal”, – подытожили Семерак и Бережная.

Напомним, в парламенте появился проект требующего постановления отменить законопроект №5600 .

Читайте также
€4,8 млрд доходов от продажи квот ЕС направит на net-zero проекты
€4,8 млрд доходов от продажи квот ЕС направит на net-zero проекты

Это поможет внедрить передовые чистые технологии в жизнь по всей Европе

Канада и ЕС договорились помогать развивать углеродное ценообразование в мире
Канада и ЕС договорились помогать развивать углеродное ценообразование в мире

Они подчеркнули решающую роль частного сектора в стимулировании инноваций и ускорении инвестиций для перехода на чистую энергию

Фонд декарбонизации до сих пор не заработал: получает деньги, но не может их использовать
Фонд декарбонизации до сих пор не заработал: получает деньги, но не может их использовать

Учреждение не может выполнять задачи, для которых было создано