В Украине более 90% бытовых отходов захороняют на полигонах и только 3,2% перерабатывается, что не совпадает с европейскими стандартами. Так в странах ЕС управление отходами включает в себя предотвращение образования мусора, повторное использование, ресайклинг и расширенную ответственность производителя. В 2021 год в Украине образовалось более 10 млн тонн бытовых отходов, а на одного человека в среднем приходится 300 кг мусора, что может повлечь за собой масштабную экологическую катастрофу.
О европейских практиках и украинских реалиях в сфере обращения с отходами читайте дальше в материале ЭкоПолитики.
Кроме бытовых отходов угрозу несут и образовавшиеся во время войны отходы, ведь многие предприятия пострадали, логистические связи нарушены, разрушены жилые дома, объекты инфраструктуры, предприятия, автомобили, а под завалами находятся электронные и электрические приборы, опасные отходы, бытовая химия.
Хотя окончательные объемы отходов от разрушения в Украине пока неизвестны, эксперты подчеркивают, что они колоссальны. Так только в Киевской области разрушены более 4000 частных и многоэтажных жилых домов.
Ситуацию с отходами может улучшить мусорная реформа, в рамках закона "Об управлении отходами", который Верховная Рада приняла 20 июня 2022 года.
Как ЕС "борется" с мусором
В Евросоюзе действуют сложные высококомплексные практики, охватывающие инфраструктурные, управленческие, финансовые и социокультурные компоненты.
В основе системы находится иерархия управления отходами, имеющая структуры перевернутой пирамиды, приоритетом которой является предупреждение их образования.
В настоящее время в ЕС уже работают три основных принципа круговой экономики, а именно:
- Reduce(сокращение использования ресурсов и преимущество возобновляемым материалам);
- Reuse (эффективное и повторное использование продуктов);
- Recycle (восстановление продуктов и отходов для дальнейшего использования).
Они являются основой круговой экономики в ЕС, а их внедрение в Украине будет стимулировать создание новых рабочих мест и привлечение значительных инвестиций и европейские технологии в эти сферы.
В каждой из стран ЕС действуют свои программы по предотвращению образования мусора ориентированные на домохозяйства, муниципалитеты, сельское хозяйство, добывающую промышленность. Большинство касается пищевых отходов, упаковки, батареек и т.п.
Великобритания реализует переход на биоразлагаемые упаковочные материалы, к которому привлечены все крупные торговые сети. В Бельгии работают центры повторного использования, которые собирают, сортируют, ремонтируют и снова продают подержанные вещи, в том числе одежду и бытовую технику.
Следующая позиция в иерархии управления отходами – повторное использование. Продукты и компоненты, не ставшие отходами, снова используют для той же цели, с которой они созданы, в частности, автозапчасти, мебель, бытовая техника, компьютеры, одежда и т.д. Для сбора всех этих предметов создают специальные центры, где их обновляют и дают новую жизнь. Например, в Венгрии практикуют повторное использование стройматериалов и обмен ими между строительными фирмами.
В Скандинавских странах ресайклингу (переработка отходов на другие продукты) подвергается почти половина отходов, в Германии – две трети, во Франции – более 40%, и этот показатель планируют увеличивать.
В Швеции функционируют "ресайклинговые центры", принимающие объемные и опасные отходы и около 6 тысяч "ресайклинговых станций", специализирующихся на переработке упаковки.
В Германии 68% бумаги, 94% стекла и 45% стали производится благодаря вторичной переработке материалов. Только благодаря ресайклингу пластиковых бутылок экономится столько энергии, что эквивалентно потребностям Берлина на 130 дней.
Необходимой составляющей ресайклинга является сортировка мусора. Жители разделяют свои отходы на фракции: стекло, бумагу, металл, пластик и органику для компостирования.
В Италии реализуется программа "Домашнее компостирование", в рамках которой домохозяйства обеспечивают специальным оборудованием, а качество контролируют эковолонтеры. Этот проект также позволяет экономить на вывозе мусора.
Другие отходы попадают на мусоросжигательные заводы, работающие по принципу "отходы – в энергию", обеспечивающие миллионы людей теплом и светом.
Так, в странах Скандинавии сжигают почти 60% мусора, а Швеция ежегодно импортирует 1,5 млн тонн мусора, ведь местного сырья не хватает.
Захоронению в специально оборудованных местах подлежит только небольшая часть отходов. Политика ЕС направлена на минимизацию этой части, а также на закрытие полигонов на определенном этапе и последующее восстановление экосистемы.
Так, в Швеции захоронению подлежит только 0,4% отходов, в Финляндии – 1%, в Дании – 0,9%.
Важным элементом комплексной системы управления отходами в ЕС является расширенная ответственность производителя (РОП), которая переносит ответственность за ее сбор и утилизацию на производителей, импортеров и дистрибьюторов.
В Австрии РОП охватывает не только упаковку, но и подержанные авто, батарейки и отходы электрооборудования, что обеспечивает сбор и переработку 90% упаковок и работу 1200 центров переработки.
Производители могут либо самостоятельно настроить собственный сбор отходов упаковки, либо подписать договор с компанией, которая возьмет это на себя. Такие компании сотрудничают с муниципалитетами, используя их инфраструктуру (мусорные контейнеры, муниципальные центры сбора отходов, сортировочные станции).
Нарушителей ожидают жесткие штрафы, что позволяет системе управления отходами эффективно функционировать. К примеру, в Германии придется заплатить €120 за выброшенный окурок и €25 тысяч за незаконное захоронение строительного мусора.
Кроме того, инфраструктура по сортировке и переработке отходов активно развивается, ведь система не сможет функционировать, если не будет хватать мусоросжигательных заводов, сортировочных станций и точек раздельного сбора мусора.
Ситуация с отходами в Украине похожа на опыт Польши в 1998 году, когда на полигоны попадало около 98%. В настоящее время ресайклинг и сжигание охватывают 58% от общего объема мусора.
В рамках Зеленого Курса круговая экономика и подход к повторному использованию и восстановлению ресурсов не менее важны для достижения цели климатической нейтральности в 2050 году, чем декарбонизация и возобновляемая энергетика.
Для финансирования мер Зеленого Соглашения ЕС мобилизует по меньшей мере €1 трлн инвестиций в течение 10 лет (25% всего финансирования ЕС).
Что изменит 2207-1Д
Рамочный законопроект создаст основу для введения РОП, ведь Украина единственная страна в Европе, где эта практика отсутствует.
РОП планируют установить для отходов упаковки, батарей и аккумуляторов, электрического и электронного оборудования, шин, смазки, отработанных транспортных средств и т.д.
Также законопроект разблокирует разрешительную систему, ведь в Украине с 2014 года не выдаются разрешения на операции с отходами.
Закон введет планирование управления отходами на национальном, региональном и местном уровнях, поскольку именно местное самоуправление является заказчиками и контролерами процесса управления отходами. Кроме того, будет создан "блокчейн" для отходов, чтобы проследить, кто и сколько генерирует, перевозит, перерабатывает и захоранивает мусора.
Также эта система со временем избавит Украину стихийных свалок, ведь бесхозного мусора не будет существовать и можно будет проследить все цепочки от образования до переработки. В 2021 году таких свалок обнаружили 22,6 тысячи.
Информационная система обеспечит усиление контроля за опасными отходами, генерируемыми в стране или завозимыми из-за границы.
Сегодня в Украине нет ни одного полигона для размещения отходов, который отвечал бы европейским требованиям для захоронения отходов, а из 6 000 существующих полигонов и свалок оборудования для дегазации есть только на 26 полигонах, установки для очистки фильтрата – только на двух. Большинство полигонов эксплуатируются сверхнормы с многочисленными нарушениями природоохранного законодательства.
Законопроект создает условия для закрытия и рекультивации опасных свалок и полигонов и предусматривает возможность привлечения международного финансирования.
Рамочный законопроект № 2207-1-д учитывает Директивы ЕС, что помогли Европе избавиться от тех же проблем, с которыми сейчас сталкивается Украина в сфере отходов.
Также эффективность мусорной реформы повлияет на вероятное членство Украины в ЕС.
Напомним, экоактивисты объяснили, почему новый закон об отходах сейчас актуален.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, на Грибовицком полигоне рекультивация превращает свалку на экологически неопасный объект.