"Миллиард деревьев" не впечатлил, где реальные результаты? — итоги визита еврокомиссара по вопросам окружающей среды Укрінформ

"Миллиард деревьев" не впечатлил, где реальные результаты? — итоги визита еврокомиссара по вопросам окружающей среды

Елена Бережнюк

Визит еврокомиссара Виргиниюса Синкевичюса продемонстрировал: успехов в охране окружающей среды Украина не имеет

Еврокомиссар по вопросам окружающей среды, океанов и рыболовства Виргиниюс Синкевичюс на днях посетил Украину и встретился со многими представителями органов власти и активной общественностью. Общался с министром охраны окружающей среды Романом Абрамовским, первым вицепремьер - министром экономики Алексеем Любченко и его заместителями, представителями Экологического комитета ВР и общественностью. Все они активно отчитывались об успехах встреч на своих ресурсах. Правда, вне официальных протоколов некоторые участники признавались: поведение еврокомиссара четко демонстрировало — в украинские реформы в области охраны окружающей среды европейцы уже не верят.

Почему так произошло и какие риски нам несет визит европейского представителя — расскажет ЭкоПолитика .

Зачем приехал?

Цель приезда еврокомиссара  обсуждение ряда проблемных вопросов, в частности курса Green Deal в Украине. Визит был спланирован как раз накануне очередного саммита Украина-ЕС, который пройдет 12 октября. Там должны обсуждать, какого прогресса достигла наша страна в выполнении условий соглашения об ассоциации.

"Думаю, этот визит не просто так,  говорит исполнительный директор ОО "Экология-Право-Человек" Елена Кравченко.  Это может быть фазой подготовки к саммиту со стороны ЕС. Мы будем просить представительство ЕС включить в повестку дня саммита также вопросы охраны окружающей среды".

О чем говорили?

Циркулярная экономика. С представителями Министерства экономики Синкевичюс обсудил введение экономики устойчивого цикла. В частности посоветовал рассматривать "Европейский зеленый курс" не только как ориентир на экологические изменения, но и в инвестиционном контексте:

"Цель сегодняшней встречи  презентация инвестиционных возможностей, которые можно реализовывать в контексте "Европейского зеленого курса",  отметил Еврокомиссар.  Обновления Украиной Национально-определенного взноса  четкий сигнал для бизнеса уделить внимание вопросам стандартизации, построения чистых производств, энергосбережения и декарбонизации".

В свою очередь министр Любченко заверил, Украина стремится к климатически нейтральной Европе, и направляется к ней даже быстрее, чем ЕС (в Украине запланировано уменьшить выбросы на 65% к 2030 году, в то время, как амбиция ЕС ограничивается 55%).

"Климатически нейтральная Европа  наша общая цель. Украинский Национально-определенный Вклад определяет четкие проекты, в которых мы ожидаем усиление в сотрудничестве с ЕС. Имея достаточно консервативных и даже агрессивных соседей, которые пока намерены увеличивать выбросы, мы должны быть очень солидарны ",  заявил Любченко.

Изменения в законодательство. Во время встречи с депутатами парламента Синкявичус подчеркнул необходимость ускорить принятие двух законопроектов: 3091 и 2207-1-д.

Законопроект 3091 "О государственном экологическом контроле" предусматривает создание нового органа, который будет осуществлять государственный надзор в сфере охраны окружающей природной среды. Он уже прошел первое чтение в парламенте и готовится ко второму.


Законопроект 2207-1-д "Об управлении отходами"  это рамочный законопроект. Его принятие, кроме введения расширенной ответственности производителя, позволит наладить процесс переработки и сортировки отходов.

"Еврокомиссар по защите окружающей среды Виргиниюс Синкявичус достаточно корректно намекнул, что украинской промышленности и бизнесу необходимо подстраиваться под жесткие Европейские требования к товарам, если мы хотим быть конкурентно способными. Речь идет о CBAM  carbon border adjustment mechanism. Это новая система налогообложения импортируемых товаров, оставляющих большой углеродный след",  отметил в комментарии ресурсу GreenPost депутат, председатель подкомитета по вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов и государственного мониторинга окружающей природной среды Эдуард Прощук.

Соглашение об ассоциации. В интервью агентству "Интерфакс-Украина" и порталу Green Deal еврокомиссар поднял еще одну важную тему  пересмотр соглашения об ассоциации. В частности отметил, что ее необходимо улучшить в части защиты окружающей среды:

"Я знаю, что в отношении финансовых приложений было достигнуто большого прогресса, и я искренне надеюсь, что то же будет сделано в отношении экологических приложений. Конечно, нам нужно улучшить их согласно нашим последним амбициям, "Европейского зеленого курса", стратегии сохранения биоразнообразия, стратегии лесного хозяйства",  отметил Синкявичюс.

Еврокомиссар также отметил, это точно соответствует тому, что он обсуждал с министром охраны окружающей среды Украины Романом Абрамовским. Однако, добавил он, они еще дискутируют об этом.

Антарктида. Наиболее странным показалось общения Синкевичюса именно с министром охраны окружающей среды Абрамовский. Судя по сообщению еврокомиссара, вместо обсуждения экологических реформ речь шла о возможности совместного спонсорства Украиной европейской предложения по созданию двух новых масштабных морских заповедных территорий в Антарктиде. Что интересно, на сайте Минприроды новости о встрече вообще нет.

Бесспорно, сохранение Антарктиды  это важно, но это далеко не главная проблема на повестке дня в наших отношениях с европейскими партнерами. Возможно, диалог по другим вопросам шел совсем не в том ключе, который следовало бы объявлять, поэтому в официальной информации ограничились Антарктидой?

[Caption id = "attachment_13042" align = "alignnone" width = "650"]
Міндовкілля
Минприроды

Какие впечатления от визита?

Как рассказывает координатор комитета экологии и устойчивого развития Европейской бизнес-ассоциации Ольга Бойко, встреча их организации с еврокомиссаром прошла не совсем так, как они ожидали:

"Мы благодарны за эту возможность и за эту встречу. Однако, какой-то конкретной обратной связи мы не получили. В частности, в сфере экологии. Насколько мы поняли, еврокомиссара больше интересовали вопросы управления отходами, запрета одноразового пластика и циркулярной экономики. Даже показалось, что вопрос экологизации промышленности не выглядит столь актуальными для ЕС, хотя именно промышленность является крупнейшим эмитентом СО2 и 97% отходов в Украине производит именно промышленность, и в то же время не имеет такой поддержки от государства, как предприятия стран ЕС. Интересно было услышать, что Украине стоит скорее ожидать новых требований по применению прогрессивных технологий в промышленности, чем на высокое фискальное давление в вопросах эконалогов".

Елена Кравченко, которая также присутствовала на одной из встреч с еврокомиссаром, отмечает, и официальная украинская сторона проявила себя во время визита не лучшим образом. Ведь по большому счету, успехов в производстве экологических реформ, о которых мы могли бы рассказать европейским коллегам, практически не было:

"Министерство не могло поделиться позитивными новостями о бешеном темпе реформ в экологической политике. Новость о том, что в Министерстве говорили об Антарктиде является для меня сигналом, что министерству нечем похвастаться".

А щеголять следовало бы. Ведь центральные органы исполнительной власти, в частности Минприроды, получают систематическую техническую поддержку от Европейской комиссии: это и эксперты высокого уровня, и значительные средства. Когда мы не демонстрируем результатов у партнеров возникает закономерный вопрос: есть ли смысл вообще поддерживать реформы в Украине?

Какие результаты визита?

Официально Синкевичюс оценил визит в позитивном ключе:

"Я верю в наше тесное сотрудничество в ближайшие месяцы и годы, и вы всегда можете рассчитывать на поддержку Европейского Союза в ваших следующих шагах, чтобы стать зелеными, здоровыми и выносливыми",  написал он в своем Twitter.

Правда, по словам собеседника ЭкоПолитики, который также был на одной из встреч с еврокомиссаром и пожелал остаться неназванным, усилия украинской власти в направлении экологических реформ были оценены не слишком серьезно и даже с шутками. Поэтому и усиления поддержки на этом пути мы пока вряд ли дождемся.

Лозунги о миллиарде деревьев или декларировании "зеленого курса"  хорошо действуют на внутреннюю украинскую аудиторию. Для того, чтобы сотрудничать на равных с западными коллегами нужно не просто рассказывать, а показывать реальный результат. Если мы и дальше будем заниматься имитацией экологических реформ  в ответ будем получать имитацию переговоров и поддержки. А встречи делегаций, в том числе и саммит Украина-ЕС, рискуют превратиться в символические перфомансы, на которых иностранные представители будут подыгрывать нашим неудержимым, но нереализованным амбициям.

Читайте также
ЕС должны инвестировать 600 млрд евро в энергетическую инфраструктуру ради зеленого перехода
ЕС должны инвестировать 600 млрд евро в энергетическую инфраструктуру ради зеленого перехода

Брюссель предпочитает новый подход к решению проблемы: "инвестиции, опережающие потребности"

В ЕС приняли закон "О критическом сырье": что изменится
В ЕС приняли закон "О критическом сырье": что изменится

Закон будет способствовать развитию местного горнодобывающего сектора и расширит мощности по утилизации и переработке