Еврокомиссар по вопросам окружающей среды, океанов и рыболовства Виргиниюс Синкевичюс на днях посетил Украину и встретился со многими представителями органов власти и активной общественностью. Общался с министром охраны окружающей среды Романом Абрамовским, первым вицепремьер - министром экономики Алексеем Любченко и его заместителями, представителями Экологического комитета ВР и общественностью. Все они активно отчитывались об успехах встреч на своих ресурсах. Правда, вне официальных протоколов некоторые участники признавались: поведение еврокомиссара четко демонстрировало — в украинские реформы в области охраны окружающей среды европейцы уже не верят.
Почему так произошло и какие риски нам несет визит европейского представителя — расскажет ЭкоПолитика .
Зачем приехал?
Цель приезда еврокомиссара — обсуждение ряда проблемных вопросов, в частности курса Green Deal в Украине. Визит был спланирован как раз накануне очередного саммита Украина-ЕС, который пройдет 12 октября. Там должны обсуждать, какого прогресса достигла наша страна в выполнении условий соглашения об ассоциации.
"Думаю, этот визит не просто так, — говорит исполнительный директор ОО "Экология-Право-Человек" Елена Кравченко. — Это может быть фазой подготовки к саммиту со стороны ЕС. Мы будем просить представительство ЕС включить в повестку дня саммита также вопросы охраны окружающей среды".
О чем говорили?
Циркулярная экономика. С представителями Министерства экономики Синкевичюс обсудил введение экономики устойчивого цикла. В частности посоветовал рассматривать "Европейский зеленый курс" не только как ориентир на экологические изменения, но и в инвестиционном контексте:
"Цель сегодняшней встречи — презентация инвестиционных возможностей, которые можно реализовывать в контексте "Европейского зеленого курса", — отметил Еврокомиссар. — Обновления Украиной Национально-определенного взноса — четкий сигнал для бизнеса уделить внимание вопросам стандартизации, построения чистых производств, энергосбережения и декарбонизации".
В свою очередь министр Любченко заверил, Украина стремится к климатически нейтральной Европе, и направляется к ней даже быстрее, чем ЕС (в Украине запланировано уменьшить выбросы на 65% к 2030 году, в то время, как амбиция ЕС ограничивается 55%).
"Климатически нейтральная Европа — наша общая цель. Украинский Национально-определенный Вклад определяет четкие проекты, в которых мы ожидаем усиление в сотрудничестве с ЕС. Имея достаточно консервативных и даже агрессивных соседей, которые пока намерены увеличивать выбросы, мы должны быть очень солидарны ", — заявил Любченко.
Изменения в законодательство. Во время встречи с депутатами парламента Синкявичус подчеркнул необходимость ускорить принятие двух законопроектов: 3091 и 2207-1-д.
Законопроект 3091 "О государственном экологическом контроле" предусматривает создание нового органа, который будет осуществлять государственный надзор в сфере охраны окружающей природной среды. Он уже прошел первое чтение в парламенте и готовится ко второму.
Законопроект 2207-1-д "Об управлении отходами" — это рамочный законопроект. Его принятие, кроме введения расширенной ответственности производителя, позволит наладить процесс переработки и сортировки отходов.
"Еврокомиссар по защите окружающей среды Виргиниюс Синкявичус достаточно корректно намекнул, что украинской промышленности и бизнесу необходимо подстраиваться под жесткие Европейские требования к товарам, если мы хотим быть конкурентно способными. Речь идет о CBAM — carbon border adjustment mechanism. Это новая система налогообложения импортируемых товаров, оставляющих большой углеродный след", — отметил в комментарии ресурсу GreenPost депутат, председатель подкомитета по вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов и государственного мониторинга окружающей природной среды Эдуард Прощук.
Соглашение об ассоциации. В интервью агентству "Интерфакс-Украина" и порталу Green Deal еврокомиссар поднял еще одну важную тему — пересмотр соглашения об ассоциации. В частности отметил, что ее необходимо улучшить в части защиты окружающей среды:
"Я знаю, что в отношении финансовых приложений было достигнуто большого прогресса, и я искренне надеюсь, что то же будет сделано в отношении экологических приложений. Конечно, нам нужно улучшить их согласно нашим последним амбициям, "Европейского зеленого курса", стратегии сохранения биоразнообразия, стратегии лесного хозяйства", — отметил Синкявичюс.
Еврокомиссар также отметил, это точно соответствует тому, что он обсуждал с министром охраны окружающей среды Украины Романом Абрамовским. Однако, добавил он, они еще дискутируют об этом.
Антарктида. Наиболее странным показалось общения Синкевичюса именно с министром охраны окружающей среды Абрамовский. Судя по сообщению еврокомиссара, вместо обсуждения экологических реформ речь шла о возможности совместного спонсорства Украиной европейской предложения по созданию двух новых масштабных морских заповедных территорий в Антарктиде. Что интересно, на сайте Минприроды новости о встрече вообще нет.
Бесспорно, сохранение Антарктиды — это важно, но это далеко не главная проблема на повестке дня в наших отношениях с европейскими партнерами. Возможно, диалог по другим вопросам шел совсем не в том ключе, который следовало бы объявлять, поэтому в официальной информации ограничились Антарктидой?
[Caption id = "attachment_13042" align = "alignnone" width = "650"]
Минприроды
Какие впечатления от визита?
Как рассказывает координатор комитета экологии и устойчивого развития Европейской бизнес-ассоциации Ольга Бойко, встреча их организации с еврокомиссаром прошла не совсем так, как они ожидали:
"Мы благодарны за эту возможность и за эту встречу. Однако, какой-то конкретной обратной связи мы не получили. В частности, в сфере экологии. Насколько мы поняли, еврокомиссара больше интересовали вопросы управления отходами, запрета одноразового пластика и циркулярной экономики. Даже показалось, что вопрос экологизации промышленности не выглядит столь актуальными для ЕС, хотя именно промышленность является крупнейшим эмитентом СО2 и 97% отходов в Украине производит именно промышленность, и в то же время не имеет такой поддержки от государства, как предприятия стран ЕС. Интересно было услышать, что Украине стоит скорее ожидать новых требований по применению прогрессивных технологий в промышленности, чем на высокое фискальное давление в вопросах эконалогов".
Елена Кравченко, которая также присутствовала на одной из встреч с еврокомиссаром, отмечает, и официальная украинская сторона проявила себя во время визита не лучшим образом. Ведь по большому счету, успехов в производстве экологических реформ, о которых мы могли бы рассказать европейским коллегам, практически не было:
"Министерство не могло поделиться позитивными новостями о бешеном темпе реформ в экологической политике. Новость о том, что в Министерстве говорили об Антарктиде является для меня сигналом, что министерству нечем похвастаться".
А щеголять следовало бы. Ведь центральные органы исполнительной власти, в частности Минприроды, получают систематическую техническую поддержку от Европейской комиссии: это и эксперты высокого уровня, и значительные средства. Когда мы не демонстрируем результатов у партнеров возникает закономерный вопрос: есть ли смысл вообще поддерживать реформы в Украине?
Какие результаты визита?
Официально Синкевичюс оценил визит в позитивном ключе:
"Я верю в наше тесное сотрудничество в ближайшие месяцы и годы, и вы всегда можете рассчитывать на поддержку Европейского Союза в ваших следующих шагах, чтобы стать зелеными, здоровыми и выносливыми", — написал он в своем Twitter.
Правда, по словам собеседника ЭкоПолитики, который также был на одной из встреч с еврокомиссаром и пожелал остаться неназванным, усилия украинской власти в направлении экологических реформ были оценены не слишком серьезно и даже с шутками. Поэтому и усиления поддержки на этом пути мы пока вряд ли дождемся.
Лозунги о миллиарде деревьев или декларировании "зеленого курса" — хорошо действуют на внутреннюю украинскую аудиторию. Для того, чтобы сотрудничать на равных с западными коллегами нужно не просто рассказывать, а показывать реальный результат. Если мы и дальше будем заниматься имитацией экологических реформ — в ответ будем получать имитацию переговоров и поддержки. А встречи делегаций, в том числе и саммит Украина-ЕС, рискуют превратиться в символические перфомансы, на которых иностранные представители будут подыгрывать нашим неудержимым, но нереализованным амбициям.