Миллионеры создают в тысячу раз больше выбросов углерода – исследование shutterstock

Миллионеры создают в тысячу раз больше выбросов углерода – исследование

Екатерина Белоусова

Разногласия в выбросах парниковых газов в странах и регионах стали становиться более значительными, чем между странами

Исследование Международного энергетического агентства (МЭА) показало, что выбросы углерода различаются в группах дохода, так самый богатый 1% населения мира создает в 1000 раз больше CO2, чем 1% самых бедных.

Если самые богатые люди сохранят текущий уровень выбросов, только они превысят углеродный лимит до потепления на уровне 1,5°C к 2046 году, сообщает МЭА.

В 2021 году средний житель Северной Америки выбрасывал в 11 раз больше CO2, связанного с энергией, чем средний африканец. Глобальный средний углеродный след, связанный с использованием энергии, составляет около 4,7 тонны CO2 на человека.

Исследователи рассказали, что в 2021 году 10% крупнейших источников выбросов отвечали почти за половину глобальных выбросов CO2, связанных с энергетикой, по сравнению с 0,2% для нижних 10%.

Авторы подчеркнули, что в 2021 году 10% населения (782 миллиона человек) с самыми высокими показателями выбрасывали в среднем 22 тонны CO2 на душу населения, что в более чем 200 раз превышает средний показатель для 10% из самых низких показателей.

Они добавили, что около 0,6% людей в мире – примерно 46,8 миллионов – считаются миллионерами или миллиардерами. Большинство из них проживает в развитых экономиках. Самые низкие 10% излучателей живут в развивающихся странах, в частности в Африке и Азии, где потребляют относительно небольшое количество товаров и услуг, и во многих случаях не имеют доступа к электроэнергии и чистому приготовлению пищи.

По оценкам Стокгольмского института окружающей среды, самые богатые 0,1% населения мира выбрасывают в 10 раз больше, чем все остальные богатые 10% вместе взятых, что превышает общий след в 200 тонн CO 2 на душу населения ежегодно. К этим 0,1% относятся миллиардеры и мультимиллионеры, чьи суперяхты, частные самолеты и особняки с интенсивными выбросами привлекли внимание климатических активистов.

Индивидуальные выбросы можно разбить на:

  • потребление домохозяйства (вся электроэнергия и топливо, потребленные в доме);
  • личный транспорт (пассажирский и негрузовой автомобильный, железнодорожный, авиационный и морской транспорт) – имеет особенно большие различия между крупными экономиками;
  • выбросы товаров и услуг.

В исследовании подчеркнули, что несколько лет назад разногласия в выбросах парниковых газов в странах и регионах стали становиться даже более значительными, чем между странами.

“В Соединенных Штатах самый богатый дециль (1/10 часть) ежегодно выбрасывает более 55 тонн CO 2 на душу населения. По сравнению с другими регионами автомобильный транспорт составляет особенно большую долю – одну четверть – в выбросах углерода верхнего дециля. В Европейском Союзе самый богатый дециль выбрасывает около 24 тонн CO2 на душу населения”, – говорится в сообщении.

Авторы подчеркнули, что в обоих случаях верхний дециль выбрасывает в 3-5 раз больше, чем средний индивид, и примерно в 16 раз больше, чем беднейший дециль.

Отмечается, что неравенство в выбросах в Китае и Индии, а также в других развивающихся странах выше, чем в развитых экономиках, причем выбросы верхнего дециля в 5-8 раз превышают средний показатель.

В исследовании отметили, что если 10% самых больших выбросов во всем мире сохранят текущий уровень, только они превысят остаточный бюджет углерода по сценарию чистых нулевых выбросов МЭА к 2050 году до 2046 года. Существенные и быстрые действия со стороны самых богатых 10% людей необходимы для быстрой декарбонизации, чтобы удерживать потепление на уровне 1,5°C.

Авторы отметили, что самая богатая группа часто имеет наибольшие финансовые возможности для внедрения энергоэффективных решений с низким уровнем выбросов, предполагающих высокие первоначальные затраты.

Они добавили, что индивидуальные изменения поведения в потреблении энергии также могут помочь снизить выбросы, в частности:

  • регулировка температуры для обогрева помещений;
  • замена короткомагистральных рейсов высокоскоростной железной дорогой;
  • сокращение дальних рейсов для бизнес-встреч;
  • отказ от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания;
  • совместное использование авто и экономичное вождение;
  • снижение скорости на автомагистралях до 100 км/ч;
  • уменьшение использования кондиционеров в авто.

"МЭА будет продолжать углублять свой анализ неравенства в энергетических переходах, включая дальнейшее изучение того, как неравенство развивается со временем", – подчеркнули авторы.

Как сообщала ЭкоПолитика раньше, исследование экономистов из World Inequality Lab показало, что 10% наиболее состоятельного населения мира, так называемая "элита, загрязняющая окружающую среду", создает около половины ежегодных выбросов углерода.

Читайте также
Папа Римский подверг критике тех, кто отрицает изменение климата
Папа Римский подверг критике тех, кто отрицает изменение климата

Он пообщался с журналистами о ряде важных тем, включая изменение климата и войну в Украине

В 2023 году Азия больше всего пострадала от климатических катастроф
В 2023 году Азия больше всего пострадала от климатических катастроф

Наводнения и штормы являются основной причиной опасностей, связанных с климатом, в Азии.

Как маленькая страна Барбадос борется с климатическими изменениями
Как маленькая страна Барбадос борется с климатическими изменениями

Барбадос, как и многие другие островные страны, особенно уязвим к климатическим изменениям

Изменения климата сократят глобальные доходы на 20% на протяжении 25 лет, — исследование
Изменения климата сократят глобальные доходы на 20% на протяжении 25 лет, — исследование

В течение следующих 25 лет изменение климата приведет к значительным экономическим потерям во многих странах мира.